Отвечает
Василий Юнак
Именей и Александр - кто они были, и за что Павел предал их сатане?

В Первом послании к Тимофею Святого Апостала Павла в Главах 19, 20

Спрашивает
Аноним

В 1Тим. 1:20 апостол Павел упоминает об Именее и Александре. Во втором послании он говорит, вероятно, о том же Именее, но упоминает вместе с ним Филита. И здесь же он поясняет проблему этих людей:

16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
2Тим. 2:16-18

Нам ничего не известно об Именее и Филите более, чем сказано в этих текстах. Александр вполне мог быть тем медником из Ефеса, о котором упоминается в Деян. 19:33 и 2Тим. 4:14, хотя это также могут быть два или даже три различных человека с именем Александр.

Не всегда обязательно знать конкретно, кто есть кто. В любом случае, Вам уже не встретиться в этой жизни с этими людьми. Важнее понять обстоятельства - почему они упомянуты, и что Господь хочет сказать нам этим в Своем Слове. Давайте рассмотрим это.

  1. Что значит предать сатане? Простыми словами - исключить или отлучить от церкви. В нашем мире есть только два царства - Царство Божье и царство сатаны. Третьего не дано. Как только человек прекращает следовать за Господом, он автоматически оказывается последователем сатаны. Я знаю, что для некоторых весьма хотелось бы иметь еще нейтральную зону, где они принадлежат сами себе, а не Богу или сатане. Увы, такого не бывает. Мы либо с Богом, либо с сатаной. Люди, упомянутые апостолом, своими действиями уже поставили себя вне царства Божьего, а апостол Павел только официально объявил это, отлучив их от церкви. Мы не можем подразумевать здесь чего-либо иного или каких бы то ни было иных действий кроме публичного объявления их находящимися во власти сатаны, а не в царстве Бога.

  2. За что они были преданы сатане? Из контекста видно, что они повсеместно распространяли ложное учение используя свое красноречие. Пустое философствование увлекает очень многих от истины. Их нечестие не обязательно должно было проявляться в каком-то аморальном поведении или нечестности. Это могло вполне быть только духовное нечестие, когда они извращали истину, внешне оставаясь вполне приличными и благочестивыми людьми. Это еще больше способствовало распространению их ереси.

  3. Какую ересь они распространяли? Во времена ранне-апостолькой церкви, как и в любое другое время, было довольно много всяких ересей и ложных учений. Из приведенных текстов мы видим, что Именей и его последователи учили против буквального воскресения в конце времени, как об этом проповедовал апостол Павел (см. например 1Кор. 15:23,52; Флп. 3:11; 1Фес. 4:16). Их учение было в том, что воскресение уже совершилось в прошлом, то есть после смерти человек вновь воскресает сразу же, а не в конце времени. Мы не имеем достаточной информации о том учении, которое распространял Именей, но по описанию оно близко к пониманию многих современных христиан о том, что якобы возвращение Христа и конец мира не имеет большого значения, потому что праведные уже в раю, а нечестивые уже несут наказание в аду; таким образом, воскресение мертвых в будущем не имеет для них смысла.

Увы, подобное учение не имеет достаточного Библейского основания, хотя кто-то может и подводить под него отдельные тексты из Священного Писания. Например, рассмотрим диалог Иисуса Христа с Марфой:

23Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
Ин. 11:23-26

Марфа высказала свое правильное понимание библейского учения о воскресении. Иисус не назвал ее понимание неверным, но зная, что Он сейчас воскресит Лазаря, Иисус желал подготовить Марфу к этому неординарному событию, а заодно и преподать ей некоторые более глубокие истины о смысле жизни и смерти. Значение того, что верующий в Иисуса Христа имеет вечную жизнь, может быть истолковано, как если бы его жизнь не прерывается во время смерти, а продолжается в какой-либо форме, либо только часть человека умирает, а другая часть остается существовать вечно. Однако, не это хотел сказать здесь Господь, во-первых потому, что Он пришел не успокаивать Марфу, мол, не переживай за брата своего, ибо он живет и здравствует, только в ином мире. Нет, Он пришел воскресить в сию же минуту. Во-вторых, в другом месте Иисус четко объясняет значение этих своих слов:

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Ин. 6:40

Возможно именно эти слова Христа Марфа вспоминала, говоря о своей уверенности в воскресении Лазаря в конце земной истории. Но Господь учит нас о пребывающей в нас жизни вечной в духовном смысле, которая есть синоним Самого Иисуса Христа, живущего в нашем сердце:

3Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
Ин. 17:3
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
1Ин. 5:11-13

И заметьте, что в предыдущем стихе (Ин. 17:2) говорится, что настоящую вечную жизнь Сын Божий даст позже, когда Бог прославит Его (Ин. 17:1). А когда это будет, - читайте в Откровении (Откр. 5:9; 19:7; 21:9,10).

Вывод: для чего же апостол упомянул Тимофею об Именее? Мы узнаем это из слов, предшествующих этому упоминанию:

3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
1Тим. 1:3-7

Именно этот текст заканчивается словами: "Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать" (1Тим. 1:18-20).

Итак, в Ефесе, равно как и во многих других местах тогда и теперь, есть те, кто желают "быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают", потому начинают философствовать и пустословить, распространяя ересь. Таковых надобно увещевать и "воинствовать с ними имея веру и добрую совесть", то есть, на основании учения Священного Писания, не искажая его, но честно преподавая истину. Если же эти люди не остановятся в своем богохульстве, то есть в том, что они называют себя законоучителями, не будучи таковыми, то их надлежит отлучить от церкви. Разумеется, это предполагает, что и сами мы не должны уклоняться вослед подобных лжеучений.

2
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Жертвенник, алтарь (Быт. 8:20) - строение, исключительно предназначенное для принесения Богу жертв. Хотя жертвоприношения существовали и до потопа, но слово жертвенник в 1-й раз употреблено в Библии по выходе Ноя из ковчега. Сооружение жертвенников в связи с призыванием имени Божия часто встречаетс... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такая Махалафа?
Спрашивает
Аноним
Махалафа (певунья, певица) - имя двух лиц: Быт. 28:9 - дочь Измаила, к которой женился Исав. Называется иначе Васемафа (Быт.36:3). 2Пар. 11:18 - одна из жен Ровоама.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такая Иудифь?
Спрашивает
Аноним
Иудифь (Иудеянка; Иудф. 8:1) - из рода Симеонова, дочь Мерарии, одного из жителей города Ветилуи. Повествование о ней заключается в не канонической книге В.З. известной под именем КНИГА ИУДИФЬ и состоящей из 16 глав. Геройский подвиг Иудифи, которым она избавила Иерусалим и Иудею от ига Вавилонско... Читать далее
0
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Ладан?
Спрашивает
Аноним
Ладан (Быт. 43:11; по Евр Lot) - благовонный древесный сок, твердеющий на воздухе и собиравшийся с растения Cystus Creticus. Означенное тернистое дерево растет на о. Кипре, в Аравии, Сирии и Палестине и имеет от 8 до 9 футов высоты. В древние времена ладан составлял значительный предмет торговли (Бы... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Платан?
Спрашивает
Аноним
Платан (Сир. 24:16). Платановое дерево называется так по причине ширины листьев. Растет на всем Востоке. Его крепкий, прямой ствол служит весьма пригодным материалом для столярных изделий. Он достигает иногда колоссальной высоты и широкого объема. Так например платан растущий около Смирны имеет почт... Читать далее
0
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Суф?
Спрашивает
Аноним
Суф (тростник; Втор. 1:1) - под сим именем разумеется Чермное или Красное море с лежащей за оным равниною, в которой Моисей говорил сынам Израилевым все то, что заповедал ему о них Господь. Так называется в Священном Писании не только Суезский залив сего моря (Исх. 13:18), но и Акаба или Еланитский ... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Разон?
Спрашивает
Аноним
Разон (важный, вождь, властитель, начальник; 3Цар. 11:23) - сын Елиады, отложившийся от Адраазара, царя Сувского во время войны его с Давидом и сделавшийся начальником шайки разбойников. Впоследствии времени Разон, сделавшись царем Дамасским, был врагом Израильтян во все дни царствования Соломона (3... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Махол?
Спрашивает
Аноним
Махол (3Цар. 4:31; кругообразный танец) - отец четырех лиц, считавшихся мудрецами в царствование Соломона. Кто были эти мудрецы и в чем состояла их мудрость, неизвестно; св. летописец упомянул об них для того лишь, чтоб сравнить их с Соломоном, который превосходил всех их своею мудростью.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Пчела, пчеловодство (Втор. 1:44). Нет ни одного насекомого более обширно распространенного, как пчела, которую можно найти в каждой стране света. Ее способности, трудолюбие и ценный продукт ее деятельности с самых отдаленных времен обращали на это насекомое всеобщее внимание. Цицерон и Плиний указыв... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Мщение?
Спрашивает
Аноним
Мщение. Еще в Ветхом Завете чрез Моисея дано было Израильтянам следующее нравственное учение; Учение это книжники и фарисеи позднейшего времени, как видно, не только предали забвению, но внушали ненависть к своим врагам. Вследствие сего Господь Иисус Христос в Нагорной беседе (Мф. 5:43-48), равно как в прекрасной притче о благодетельном Самарянине (Лк. 10:25-37) с особенною силою изъяснил пр... Читать далее
1