Всё остальное25 февраля 2024
Отвечает
Василий Юнак
О преломлении хлеба.

Слава Богу! Сьогоднi я мала розмову зi Свiдками Егови. Вони менi сказали, що в Дiях 20:7 "А дня першого в тижнi, як учнi зiбралися на ламання хлiба, Павло мав промову до них, бо вранцi збирався вiдбути, i затягнув свое слово до пiвночi " дослiвний переклад з мови оригiналу означае, що апостоли сходились "поїсти". (Це вони доводили, що спомин смертi Iсуса повинен вiдбуватись лише 1 раз в рiк, як це роблять вони, i що апостоли не збирались для того, щоб згадувати смерть, а щоб..."поїсти в колi друзiв"). Iдентично переводиться i вiрш з Дiях 2:42 : "I вони перебували в науцi апостольськiй, та в спiльнотi братерськiй, i в ламаннi хлiба, та в молитвах." (В перекладi з грецького - що вони "мали все спiльне, а також їли разом...") Пояснiть, будь ласка, ЯК мовою оригiналу звучать цi вiршi?

Спрашивает
Леся

Приветствую Вас, Сестра Леся!

Прошу прощения за ответ на русском языке на вопрос, который Вы направили в адрес одного из наших сайтов на украинском языке. Все вопросы, если только они не носят исключительно личный характер, публикуются публикуются на сайте https://whatsbible.online, а также на сайте http://bible.com.ua/.

Позвольте суммировать Ваш вопрос на русском языке для всех читателей нашей рассылки и посетителей сайтов:

Некоторые христиане, считающие, что воспоминание смерти Иисуса Христа должно совершаться только один раз в году, утверждают, что апостолы, собираясь "для преломления хлеба", на самом деле собирались просто для того, "чтобы поесть в кругу друзей", а не для того, чтобы вспоминать смерть Христа. В связи с этим они утверждают, что дословный перевод с языка оригинала в стихе Деяния 20:7 "ученики собрались для преломления хлеба" на самом деле должен означает, что апостолы сходились "поесть", а в Деяния 2:42 дословно следует читать не "в общении и преломлении хлеба", а "имели все общее и ели вместе". Поясните, пожалуйста, как на языке оригинала звучат эти тексты?

В данном вопросе заключены два взаимосвязанных вопроса:

  1. Действительно ли текст оригинала говорит не о "преломлении хлеба" а об обычной еде?

  2. Действительно ли евангельское учение о воспоминании смерти Христа, должно совершаться только один раз в году?

Я постараюсь дать ответ на оба вопроса последовательно.

В стихе Деяния 20:7 фраза "для преломления хлеба" на древнегреческом буквально звучит "класай артон", в которой использованы два слова: глагол "клао" (ломать, разламывать) в соответствующей форме (множественное число третьего лица совершенное время) и существительное "артос" (хлеб) в соответствующем падеже. Так что в русской и украинской Библиях этот текст переведен достаточно дословно и правильно. В стихе Деяния 2:42 фраза "в общении и преломлении хлеба" на языке оригинала звучит "те коинониай те класей тоу артоу", и в ней использованы в соответствующей грамматической форме существительные: "коинониа" (близкое общение, соучастие, партнерство), "класис" (преломление) и "артос" (хлеб). Таким образом, опять украинский и русский переводы Библии передают значение оригинального текста очень дословно. При этом хочется заметить, что слово "коинониа" никак не может быть переведено в смысле "иметь все общее", потому что это существительное, обозначающее состояние общения, в котором находились ученики, а не подлежащее, описывающее характеристику одного или многих предметов.

Говоря о "преломлении хлеба", следует заметить, что фразы в тексте оригинала с использованием либо глагола "клао" (ломать), либо существительного "класис" (преломление, ломание) и слова "артос" (хлеб) встречаются довольно часто. Я приведу полный список этих текстов: глагол "клао" в разных грамматических формах употреблен в Мф. 14:19; 15:36; 26:26; Мк. 8:6,19; 14:22; Лк. 22:19; 24:30; Деян. 2:46; 20:7,11; 27:35; 1Кор. 10:16; 11:24 и существительное "класис" в разных формах использовано в Лк. 24:35 и Деян. 2:42. Также в Мк. 6:41 и Лк. 9:16 использована другая форма глагола "клао" - "катаклао" (ломать на куски).

Проанализировав эти тексты, можно заметить, что "преломление хлеба" используется одинаково как в описании вечери Господней, так и в описании чуда разделения хлеба при насыщении многих тысяч людей, в описании простого ужина воскресшего Иисуса в доме одного из учеников в Еммаусе, и в прочих трапезах, о которых мы не можем сказать однозначно, были ли они священным обрядом или простой "едой в кругу друзей". Из этого можно только сказать одно: трапезу как воспоминание смерти Христа определяет отнюдь не фраза "преломление хлеба", а контекст происходящего события. Отсюда следует, что попытка извратить оригинальное значение упомянутых текстов с целью доказать свое мнение в отношении частоты совершения обряда вечери Господней - это либо неграмотность, либо ложь.

На каком же основании одни христиане совершают воспоминание смерти Христа один раз в год, а другие - чаще, от ежеквартальных у адвентистов до ежедневных причастий в православии и католицизме? Ежегодное воспоминание смерти Христа основано на стандартном принципе ежегодного празднования через определенные промежутки времени. Все Библейские праздники были ежегодными, все современные праздники - ежегодные. Вот этот ежегодный принцип и был перенесен на воспоминание смерти Христа.

Но у нас есть повеление Самого Господа, переданное через апостола Павла:

23Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».
25Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».
26Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
1Кор. 11:23-26

В стихах 25 и 26 дважды употребелена фраза "всякий раз". В оригинальном тексте на этом месте стоит слово "хосакис", имеющее значение "так часто, как". То есть, здесь апостол Павел передает слова Господа о том, что нам нужно вспоминать смерть Христа "так часто, как часто" мы употребляем хлеб и виноградный сок. Различные церкви приняли для себя различные периоды этой "частоты" - одни ежеквартально, другие ежемесячно, третьи еженедельно, четвертые ежедневно, а кое-кто всего лишь раз в год. Можем ли мы осуждать кого-либо из них? Не будем ни осуждать, ни выводить из этого какую-либо доктрину. Библия говорит: вспоминайте смерть Господа так часто, как часто вы едите хлеб и пьете виноградный сок.

Господь да благословит Вас!

Василий Юнак

2
Похожие вопросы
Всё остальное7 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
"Ангел церкви" в Откровении.

О каком "Ангеле церкви", писал Иоанн в первых главах книги Откровение? Почему на Нём лежала ответственность за церковь? Кто Он?

Спрашивает
Аркадий
Приветствую Аркадий! "Ангел церкви" в Откровении - епископ общины данного города. Значение слова "ангел" - вестник, а епископ назван так, потому что он должен был передать важную весть для каждой общины. Однако, данная часть книги Откровения предназначается не только для христиан Эфеса, Смирны, П... Читать далее
1
Всё остальное10 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Относится ли заповедь Не убей к жертвенным животным?

В книге Левит Ветхого Завета Господь призывает приносить жертвоприношение в убиение животных или птиц, а ведь 6 заповедь гласит не убей, получается противоречие. 

Спрашивает
Анна
Уважаемая Анна, заповедь: «Не убей» относится к убийству человека. Жертвенное животное символизировало смерть Христа и уничтожение греха. С уважением, Александр.... Читать далее
1
Всё остальное14 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Что такое Царство Божие?

Расскажите, пожалуйста, что Библия говорит по поводу Царствия Божьего?

Спрашивает
София
Мир Вам, сестра София! Самое слово "царство" имеет два значения - "правление царя" и "территория, подвластная царю". Царство Божие соответствует обоим значениям. В первом случае, это проявления святых свойств Божиих в нашей жизни. Во втором - это будущее нашего мира, о чем сказано:Об установлении этого Царства мы постоянно взываем к Господу в наших молитвах:... Читать далее
1
Всё остальное15 дней назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Приветствую Олег! Могу порекомендовать Александра Болотникова аудиопроповеди. Алексея Опарина аудиоматериалы. Сергея Молчанова аудиопроповеди. Александра Лисичного аудиопроповеди. Ростислава Волкославского аудиопроповеди. Владимира Близненко аудиопроповеди. Владимира Крупского аудиопропо... Читать далее
1
Всё остальное17 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Когда у моей двоюродной сестры случилось горе- выкидыш, она пошла к гадалке, которая ей рассказала невероятную историю о том, что это проклятие всех женщин нашего рода - терять первых детей.

Якобы какая-то наша бабка что-то страшное совершила. И вот моя мама, узнав об этом, вспомнила, что, действительно, у нее, ее сестры, ее матери и теток так и было зачем-то она решила рассказать это и мне. Я сказала, что это полная чепуха и когда забеременела не хотела об этом даже вспоминать, но мысли сами собой лезли. Я разными способами отгоняла от себя дурные мысли и верила в лучшее. Сейчас у меня чудесная дочечка, ей почти месяц, мы с мужем собираемся ее крестить. Те дурные мысли и сейчас иногда меня посещают, но я верю, что Бог нас не оставит! Что Вы мне посоветуете? Как побороть своих демонов? Пожалуйста, Ваш ответ для меня очень важен. С уважением, Марина.

Спрашивает
Марина
Мир вам, Марина! В первую очередь вам необходимо читать Священное Писание, особенно перед сном - Псал. 90 и Псал.22 . Старайтесь их читать регулярно - вдумывайтесь и вникайте в каждое обещание Божье. Старайтесь вместе с мужем читать Евангелия, чтобы в семье сами отношения были наполнены Божьей лю... Читать далее
1
Всё остальное23 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Троица и иудаизм.
Спрашивает
Ольга
Мир Вам, Ольга! Мы читаем в Пятикнижии Моисея (Торе):Здесь стоит множественное число. Откуда оно появилось, если Бог един? Ответ на этот вопрос дает Христианство и Новый Завет - единство Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Благословений, Виктор... Читать далее
83
Мир Вам, Елена!Благословений, Виктор... Читать далее
6
Всё остальное30 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Жена спасет мужа Иер. 31.
Спрашивает
Ирина
Мир Вам, Ирина! Привожу весь отрывок:Кто же жена, о которой говорит Бог? Единственный представитель женского пола в этой главе - дочь Израилева. Но тогда другой вопрос - а кого дочь Израилева может спасти? Здесь показана параллель с возвращением колена Иуды. Иуда выступает в образе мужа. По всей видимости подразумевается единство - ког... Читать далее
9
Всё остальное21 сентября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Сергей! Как писал Иустин Мученик: «Отцу всего, нерожденному, нет определенного имени. Ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше себя, который дал Ему имя. Что же касается до слов: Отец, Бог, Творец. Господь и Владыка - это не суть имена, но названия, взятые ... Читать далее
7
Доброго вам времени суток, Вадим! Родившийся в Вифлееме, выросший в Назарете, служивщий Небесному Отцу всю жизнь, распятый на Голгофском кресте, воскресший на третий день и вознёсшийся в славе открыл имя Божие, которым мы можем быть спасены от греха и для вечной жизни. Это имя проповедовали все апо... Читать далее
7