Отвечает
Василий Юнак

Отвечает: Василий Юнак

3.729 Евгений (eugene@???.net) пишет: «Доброе утро, брат Василий! Очень благодарен Вам за столь подробное объяснение и комментарий, я абсолютно согласен с Вами по поводу того, что видение имело цель донести до иудеев понимание что и язычники могут креститься, когда верой очищены сердца их. Но я говорил не об этом - я говорил, что в Новом Завете проблема закона поднималась не раз, и апостолы в своих посланиях, например в Деян, не налагали на верующих бремя закона (Деян.15:19-21,23-29)
Я не обсуждаю значение разных отрывков, я лишь взываю к Вам о том, что не надо брать одну сторону и на ней основывая свою теорию, доказывать что это истина. У нас есть учение Христово, Его кровь, милость и прощение, и новая заповедь - Христос Сам сказал - Я есть Истина.
Пусть Господь благословит Вас! Евгений»

Приветствую Вас, Брат Евгений!

Вопрос закона и благодати - поистине огромнейший вопрос. И не потому, что он сложен, а потому, что он стал сущностью протестантизма. Исторически в разрешении вопроса о законе и благодати сработал закон маятника: Если что-то слишком наклонилось влево, то чтобы выровнять его, нужно наклонить его вправо гораздо дальше, чем его нормальное положение должно быть. Тогда сила противления оттолкнет его от правой крайности немного влево, но уже не так далеко. Затем начнется угасающее раскачивание, и наконец наш маятник остановится в своем нормальном положении в середине. Так, своими словами я передал закон маятника. А теперь опишу, как он действует в данном случае с доктриной о законе и благодати.

Давайте вспомним Мартина Лютера, ползущего на коленях по знаменитой лестнице в Риме. Он отправился в Рим, чтобы своим ползанием искупить свои грехи, отработать их, своими силами искупить свои грехи самостоятельно. И тут он услышал слова: "Праведный верою жив будет". Осознав сущность этих Божьих слов, он вскочил на ноги, и уже не пытался своими силами искупить свои грехи. Маятник резко качнулся вправо... До сих пор церковь говорила, что беспрекословное исполнение многочисленных предписаний, нет, не Божьих, а церковных, человеческих, могут загладить грехи. До сих пор церковь продавала индульгенции - отпускала грехи за деньги, за огромные суммы обещала выкупить грешника из ада и направить в рай. Естественно, ничего подобного в Библии нет и никогда быть не могло. Все это - никак не Моисеевы законы. Лютер протестовал против этого. Маятник нужно было отвести вправо намного дальше середины - Только благодать и никаких попыток что-либо исполнить самостоятельно!

Но когда немного спустя появляется другой учитель - Кальвин, со своим учением "однажды спасен - навсегда спасен", Богу пришлось этот маятник человеческого отношения к проблеме закона и благодати качнуть в другую сторону - влево, рискуя тем, что опять появятся законники.

Я не стану сейчас приводить всю историю раскачивания маятника в христианском учении о законе и благодати, а просто попытаюсь показать, где проходит эта "золотая середина" между законом и благодатью. В принципе, на нашем сайте уже достаточно это представлено, и буквально каждый из приведенных текстов уже рассмотрен. Но я попробую сделать это еще раз, подходя к данному вопросу с другой стороны.

Крайности - это одно из последствий греха. Крайности - это грех. Говорят, что от любви до ненависти - один шаг, а противоположность любви - это безразличие. В нашем смысле это будет звучать: от законничества до либерализма - один шаг, а противоположность законничеству - пребывание во Христе. Христос был законником? Нет! Христос был либералом? Нет! Смотря на Христа, мы видим, как Он осуждал одну и другую сторону. Он говорил приходящим к нему: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Мф 23:23). Давайте разберем этот текст внимательно. Это - не единственный текст на эту тему, но он довольно яркий.

О чем говорит в этом тексте Христос? Естественно, о законе. Десятина - это часть того самого закона Моисея, о котором так много спорят, что свое противление закону Моисееву переносят и на Закон Божий. Надеюсь, Вы помните, что один Закон был записан рукою Бога, а другой написан рукою человека по повелению Бога (Исх 31:18 и Исх 24:4); один произнесен лично Богом, а другой пересказан человеком по поручению Бога (Исх 20:1 и Исх 24:3). Полагаю, что Вы можете видеть также и разницу между одним и другим, особенно после слов апостола Павла: "Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника" (Гал 3:19). Итак, Христос говорит об одном из постановлений закона Моисея, конкретно - о десятине. Отменяет ли Он требование этого закона? Увы, Он говорит: "сие надлежало делать"! Откачивая маятник вправо, Христос совершенно не желает навести кого-либо на мысль, что теперь можно отказаться от всего. "Сие надлежало делать" - вот учение Христа о Законе Моисея. Но Христос напоминает о благодати - о милости и вере. Практически, здесь Христос приводит ту самую формулу: "Праведный верою жив будет" - "суд, милость и вера", что можно представить как "оправдание, благодать и вера". Однако обратите внимание на связующие слова: "важнейшее В ЗАКОНЕ".

Говоря о фарисейском извращении закона, Господь возвеличивает и прославляет Закон. Именно для этого Он и пришел: "Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон" (Ис 42:21). Ради праведности Своей Господь возвеличивает Закон. А некоторые христиане сегодня ради праведности пытаются потоптать и отменить Закон. Нет, Господь не отменяет Своих законов. Он оставляет человека в рамках закона. Только Он пытается исправить эти рамки закона, которые местами были настолько сужены многочисленными человеческими преданиями, что представляли уже из себя "бремена тяжелые и неудобоносимые" (Мф 23:4). Нет, христос не убирает рамки закона, а только отодвигает их на ПРЕЖНЕЕ положение. Он говорит: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим [в смысле "ничтожным", "нулевым", "отсутствующим"] наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф 5:17-19). Вот оно, истинное учение Иисуса Христа о Законе. Ничего АБСОЛЮТНО из каких бы то ни было законов, записанных в ПИСАНИЯХ (а не в преданиях человеческих), Христос НЕ ОТМЕНЯЛ, но большую часть законов, которые были "тенью будущего" (Гал 3:23; Кол 2:17), Он ИСПОЛНИЛ Своею смертью, привел их к завершению. Не весь Закон, а только те его части, которые указывали на Христа, которые предписывали определенные формы и обряды в жизни человека, постоянно напоминавшие ему о грядущем Искупителе.

Конечно, легко одним росчерком пера отменить ВЕСЬ закон, не пытаясь вникнуть в учение и Писание, и сказать: ну, а теперь, уже никаких требований, только верь и всё. Увы, это не есть истинное учение Священного Писания. Да, апостол Павел пишет о законе и благодати несколько неудобовразумительно. Он был философом, а философы и ученые имеют обыкновение говорить мудрено, не совсем понятно для простого человека, хотя при этом они достигают значительных глубин истины. Если изучить внимательно послания апостола Павла, то можно понять истину достаточно полно, однако при этом апостол Петр нас предостерегает: "возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2Пет 3:15-18). Вы обратили внимание? Петр пишет нам, христианам, и напоминает, что мы уже предупреждены о возможном извращении истины, заключенной в посланиях Павла. Петр призывает нас к внимательному исследованию, а не к крайностям, будучи увлеченными отдельными, вырванными из контекста, высказываниями Павла. А противники закона поступают именно так. Потому что сам Павел НИКОГДА не отрицал и не перечеркивал закон, а вот цитирующие его делают это почти повсеместно.

Итак, на данный момент мы имеем два важных предостережения. Во-первых, это слова Самого Господа Иисуса Христа, в которых Он говорит о неизменности закона и показывает, что благодать - это важная СОСТАВНАЯ часть закона. Во-вторых, у нас есть предостережение апостола Петра в том, что многие слишком поверхностно и выборочно подходят к глубоким изречениям Павла, а потому впадают заблуждение и погибель, извращая Писание. При этом, апостол Петр обращает внимание читателя на возрастание в благодати И познание Иисуса Христа. Очень многие основывают свое учение о законе (а точнее, о беззаконии), исключительно на словах Павла, забывая познавать учение Христа. Разрешите мне здесь, истолковать слова апостола Петра буквально: "чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников" означает призыв быть внимательными, чтобы не последовать учению тех, кто желает быть "без закона", а потому они и беззаконники. Апостол Петр уже тогда видел проблему закона и благодати, которую некоторые выводили из посланий Павла.

0
Похожие вопросы
Мир Вам Назар! Уже поднимались вопросы на эту тему. Вот ссылка, например. Хочу еще добавить конкретно по Вашему вопросу. Если Вы идете к девушке спать в одну комнату, хоть и в разные кровати, специально - то лучше этого не делать. Потому что сна не будет, ваши кровати недалеко, разделяются метром-... Читать далее
2
Всё остальное26 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Библейские сюжеты в литературе.

Какие из библейских сюжетов чаще всего употребляются в литературных произведениях?

Спрашивает
Женя
Приветствую Вас, Женя! На Ваш вопрос трудно ответить. Надо проводить большое исследование, причем, не только на русском языке. Я знаю, что на разных языках, в том числе и на русском языке в СССР, издавались словари крылатых фраз, выражений, пословиц и поговорок, которые взяты из Библии. На русском... Читать далее
1
Мир Вам, Евгений. Даже сейчас среднестатистический возраст можно поднять на 15-20 лет. Проблемы экологии, воен, распределения ресурсов (воды и пищи) и т.д. - это следствия характера человека и понимания геополитики. Медицина не сделает нас бессмертными, потому что люди будут убивать друг друга, н... Читать далее
0
Всё остальное25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Можно ли считать грехом желание убить компьютерного противника?

Меня очень интересует вопрос насчет компьютерных игр. Оставив в стороне тысячестраничные дебаты в сети об их жестокости, хочу спросить: Является ли греховным желание ранить его и заставить страдать в тех играх, где реализована такая возможность?

Спрашивает
Александр
Мир вам, Александр! Ответ на ваш вопрос находится в словах Иисуса о том, что тот, кто вожделенно смотрит на женщину, уже прелюбодействовал с ней, т.е. совершил грех, - в сердце своём (Матф.5:28).  Вы, конечно, имеете полное право возразить, что Иисус говорит о прелюбодеянии, а не убийстве. Однако, ... Читать далее
1
Всё остальное25 марта 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Антиномии в Библии.
Спрашивает
Виктор
Мир Вам, Виктор! Приведу определение из Википедии: Антино́мия — (греч. anti — против и nomos — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их ист... Читать далее
1
Всё остальное24 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Как объяснить неверующему парню, что я не могу с ним встречаться?

И не могу видется на едине, и вообще с ним у меня ничего не может быть, если он намекает на что-то большее, чем просто знакомые, скажите пожалуйста.

Спрашивает
Мария
Доброго вам времени суток, Мария! Объяснять ему ничего не надо. Достаточно просто всегда говорить с ним о том, о чём вы думаете и чем живёте. Вы ведь всё время думаете о Боге и Его воле и живёте Христом, правильно? Неверующему это всё будет неинтересно и после пары-тройки опытов общения с вами, он ... Читать далее
1
Всё остальное23 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Безбрачие, заповеди, диктатура в церкви, карьеризм, сонм святых и другие размышления Антона.

Добрый день! Максим, тогда вспомним слова Христа-Бога нашего (приведу не цитатой, а своими словами, надеюсь это Вас не смутит) :"Есть скопцы для Царствия Божия... Не все вмещают слово сие, но кому дано." Также вспомним, что сам Господь был безбрачен, Пресвятая Богородица (Иосиф Обручник был лишь хранителем ее девственности, т.к. было не принято молодой девушке оставаться безбрачной), святой пророк и предтеча Иоанн (кстати, его жизнь-самая, что ни на есть монашеская), к сожалению не могу привести примеров из Ветхого Завета, т.к. плохо с ним знаком (это моя личная вина, не думайте, что мне Церковь запретила его читать  :) ).

Далее, касательно принципа: исполняй заповеди. Да жизнь в заповедях - это наша обязанность, наше желание (всегда бы его иметь) и Божья воля. Но разве заповедь большая, если так можно сказать, не отменяет заповеди меньшей, "...заповедь новую даю Вам, да любите друг друга, как и Я возлюбил вас.", пожалуй, если человек любит Христа и остается безбрачен для Царствия Божия, то он исполняет заповедь большую. Надеюсь моя мысль прозрачна. Касательно индульгенций,  я не проходил сравнительного богословия  и католическое учение знаю мало. Мне кажется в те времена был способ решения этой проблемы, как получить разрешение грехов, не покупая индульгенции. Хотя... Сейчас, насколько мне известно, они остались, но их уже выдают просто так или за плату (ввиду юридического подхода в западном богословии) по образцу: " согрешил (нарушил заповеди) - заплати штраф". 

Касательно сонма святых - это можно вообще в отдельную тему выделить, но если "экспрессом", то святые служили от всей души и от всего сердца Христу, за что и сподобились приобщения благодати Святаго Духа, т.е. приобщения ко Христу, соединения с ним, по слову святого ап.Петра (2Петра 1:4):"которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью". Таким образом все наши молитвы обращенные к святым - это молитвы обращенные ко Христу. Вы просите общину помолиться о вас и о других ваших братьях и сестрах, так и святые - наши братья и сестры, предстоя пред престолом Благодати, имеют великое дерзновение к Богу, а то что тела умерли, что с того, если они еще при жизни вошли в Жизнь Вечную, Которая и есть Христос. Диктатура(???)-это про католиков что ли? Мне трудно их опрадывать, потому как и сам не сторонник учения о главенстве римского первосвященника. Карьеризм и финансовые махинации, пожалуй вот: "Царство Небесное подобно неводу...доставшему рыб всякого рода...", извините за неточность цитирования. Максим, есть праведный суд Божий на таковых, но точно не все такие, это я Вам заявляю ответственно, я вижу жертвенное служение  пресвитеров (священников), конечно не всех, и, не могу засвидетельствовать, но верю - епископов (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Помоги Вам Христос. До свидания.

Спрашивает
Аноним
Уважаемый Антон! Спасибо за пространное письмо. Благодарен за Ваше неравнодушие. Мысль о скопцах интересная. Вот только сказано здесь о частном случае. Но Павел, рассуждая об этой проблеме, почему-то не вспоминает об этих словах Христа. Вот ход его рассуждений:Посмотрите, как четко Павел понимал разницу между своими рассуждениями и Божьим откровением:... Читать далее
1
Всё остальное20 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Здравствовать вам в Господине неба и земли, Сергей! Судя по Библии и по тому, что происходило и происходит в моей жизни, лучше такими вопросами не задаваться. Попробую пояснить эту мысль. Дело в том, что христианин хорошо знает, что:Это не просто красивый текст, не просто обещание Божие, но и величайшие слова, охватывающие всё происходившее или происходящее в жизни уверовавшего. Всё, без исключения. Поэтому как-то странно будет задаваться вопросом: «когда Бог посылает испытание?», ведь вся наша жизнь и есть испытание. И так ж... Читать далее
1
Всё остальное17 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Мысль о совокуплении с Иисусом Христом в физическом плане - я не пойму откуда подобные вещи могли взяться в моем разуме!

Помогите мне пожалуйста. Я в церкви уже 1,5 года. Некоторое время назад у меня возникли мысли которых раньше не было, это угнетает меня. Как освободиться от этого богохульства?

Спрашивает
Аня
Уважаемая Аня! Ситуация действительно щекотливая. С другой стороны, подобные идеи возникали у католических мистиков средневековья. Недаром ведь монашек называют "невестами Христа"... Я не пытаюсь ни на кого бросить тень, а лишь понять подобный феномен. Судя по Вашей реакции, Вы однозначно осуждае... Читать далее
1
Всё остальное16 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по книге Иисуса Навина: стены Иерихона и битва при Гаваоне.

Здравствуйте, Василий. У меня несколько вопросов:

  1. Падение иерихонских стен Нав. 6 гл. и проницательность блудницы Раав, какие есть толкования, как это могло произойти (падение стен) и откуда Раав узнала божественном покровительстве кочевому племени, появившемуся на границах Иерихона.

  2. "Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"? (Нав. 10:12-13) Как можно обьяснить это чудо и что за книгу праведного цитирует автор? Заранее спасибо!

Спрашивает
Никита
Приветствую Вас, Брат Никита! Нам сегодня может показаться, что если у древних людей не было полиграфии, телефона и прочих современных средств связи, то они не могли знать происходящее вокруг них. Но это далеко не так. Люди тогда были также информированы о происходящих вокруг событиях, как и сегодн... Читать далее
1