Дорогой Брат Владимир!
Я стараюсь найти возможность ответить на каждый поступивший вопрос, но я вовсе не уверен, что так будет и впредь. На это есть две причины: во-первых, объем почты возрастает, и это отнимает у меня уже намного более времени, чем в начале. Во-вторых, мне хотелось бы ограничить число вопросов в одном письме; если это не сделаете вы, то я сам начну ограничивать свои ответы с тем, чтобы дать возможность и другим читателям задать свои вопросы и получить на них ответы. Размер письма рассылки ограничен, а я пока не могу позволить себе более двух выпусков в неделю, из которых уже сейчас большая часть отведена под ответы на поступающие вопросы.
Первый ответ. Насчет делегирования полномочий благословлять, я должен сказать, что практически всегда благословения произносятся людьми, которым Господь поручает это делать (я не хотел бы использовать "делегирование полномочий", так как оно имеет другой смысл). Что касается конкретных мотивов, по которым Ной проклял именно Ханаана, а не Хама, я могу только предположить, что Ханаан первый заметил позор Ноя, но разнес эту весть не весьма приличным способом. Почему у меня есть такое предположение? Библия не ставит своей целью передать нам все детали истории и происшествий с отдельными людьми. Цель Библии - сообщить нам историю падения человека и показать путь ко спасению из греховного состояния. В этом смысле нам достаточно сведений относительного этого эпизода из жизни человечества. Данный текст следует рассматривать не на предмет истолкования отдельных деталей (например, сколько времени спустя после потопа это произошло; почему Ной напился - или он не знал, что вино может бродить, или он уже перестал быть внимательным).
Общая картина этого текста такова: Даже после того, как Господь сохранил лучшее семейство на земле для продолжения рода, этот вовсе не означает, что самые лучшие люди смогут своими силами оставаться праведными. Грех распространяется очень быстро, умножаясь из поколения в поколение. Хам не дал должного воспитания своему сыну, а из этого следует то, что потомство Хама не будет следовать за Господом так, как потомство Каина в допотопной истории. Ной же только произнес пророчество о том, чем все это закончится в будущем. И проклятие - это скорее предупреждение, чем насылка судов Божьих на провинившегося. При этом мне абсолютно все равно, почему Ной проклял именно внука и именно этого внука, а не сына.
Второй ответ. Я НЕ утверждал и не утверждаю, "что Танах говорит нам о двух физических, естественно человеческих, лицах". Я написал: "...их замешательство тем, что в Танахе описываются два Мессии - один страдающий, а другой царствующий". Я не хочу сейчас поднимать Еврейскую энциклопедию и другие талмудические труды, чтобы показать, чье это было толкование и разделение на страдающего и царствующего Мессию. Я же не утверждаю, что это два "физических", а тем более "естественно человеческих" лица. Когда Давид писал о своих переживаниях: