Всё остальное27 февраля 2023
Отвечает
Василий Юнак
Почему Архангел Михаил - одно из имен Иисуса Христа?

Михаила (архангела) адвентисты почему-то считают другим именем Иисуса Христа, но ведь Архангел Михаил - это тварное существо, а не Бог?

Спрашивает
Григорий

Мир Вам, Григорий!

Как я понял, в этом вопросе смешалось несколько вопросов:

  • кто такой Архангел Михаил?

  • Князь Михаил и Архангел Михаил - одно ли это лицо?

  • принадлежат ли перечисленные имена и титулы Иисусу Христу?

  • действительно ли под именем Ангел Господень в Ветхом Завете представлен Иисус Христос?

Давайте начнем с "архангела". Прежде, чем мы будем говорить о его имени, поговорим только о том, что такое или кто такой архангел. Ортодоксальные церкви учат о том, что существуют архангелы как вид или класс ангелов наряду с херувимами и серафимами. Откуда это исходит? В Священном Писании "архангел" встречается только дважды, и в третий раз в апокрифах. При этом, Иуды 1:9 называет его Михаилом, а 1Фес. 4:16 имени архангела не упоминает. Апокрифический текст 3Ездры 4:36 упоминает архангела по имени Иеремиил. Для некоторых христиан апокрифические тексты так же священны, как и канонические, однако само их положение и происхождение заставляет задуматься, стоит ли доверять этим текстам? Библия упоминает ангелов, херувимов и серафимов - все они представлены во множественном числе.

Однако мы не находим слова "архангел" во множественном числе. Более того, по своему значению архангел является "сверх-ангелом", "начальником ангелов" или "существовавшим прежде ангелов". В любом случае, такое значение этого слова уже предполагает нечто более высокое по положению, чем любые ангелы.

Далее, Писание не подразумевает наличие каких-либо крыл или способностей летать у архангела. Потому, я убежден, что архангел не имеет ничего общего с ангелами помимо того, что он выше их по своему положению.

Михаил. Помимо нескольких человек в Ветхом Завете, носящих это имя, мы находим три личности, которые достойны нашего обсуждения:

  1. Князь Михаил из Дан. 10:13,21.

  2. Архангел Михаил из Иуды 1:9.

  3. Предводитель небесной армии Михаил, воевавший против сатаны из Откр.12:7.

Кроме того мы знаем значение имени "Михаил" - "подобный Богу". Итак, это одна и та же личность или две-три разные личности? Пожалуй, только контекст поможет нам в этом, хотя есть один момент: в Септуагинте князь Михаил из Даниила представлен как верховный правитель (Дан.10:13), как ангел (Дан.10:21) и как наивысший ангел (Дан.12:1). Конечно, это уже греческий перевод из оригинального текста, однако...

Не окончив второго вопроса перейду к третьему, так как вижу именно в нем ответ на второй вопрос. Давайте сравним Михаила из Откр. 12:7 с Агнцем и другими титулами Иисуса Христа в том же Откр. 3:21; 5:5,6. Михаил вел войну с сатаной и победил его. Победитель в Откровении только Христос и Его последователи. Однако, никто из последователей Христа не мог возглавлять армию ангелов в борьбе против сатаны на небе. Значит, Михаил из Откр. 12:7 есть Христос. Далее, Дан. 12:1,2 связывает появление князя Михаила с воскрешением праведников. То же самое находим и в 1Фес. 4:16. Практически, это описание одного и того же события. Потому, князь Михаил и архангел Михаил - это одно и то же лицо. Более того, апостол Павел подтверждает, что это воскресение будет совершено именно Иисусом Христом: 2Кор. 4:14 и 1Кор. 15:52. Итак, князь Михаил и архангел Михаил - это Иисус Христос. Таким образом, все три Михаила представлены Христом, а потому могу представить, что и архангел из Иуды 1:9 также Христос, потому что только Он мог воскресить Моисея.

Что же касается Ангела Господня, то здесь все гораздо проще. Нужно только увидеть, как фраза "Ангел Господень" и слова "Бог" или "Господь" перекликаются в еврейском тексте, синонимичная поэтичность которого позволяет нам многое узнать о значении тех или иных слов. Приведу только три примера из множества:

  1. Агарь - Ангел Господень в Быт. 16:10 и Господь в Быт. 16:13;

  2. Авраам - Ангел Господень в Быт. 22:15 и Господь в Быт. 22:16;

  3. Моисей - Ангел Господень в Исх. 3:2 (Деян. 7:30) и Бог в Исх. 3:4 (Деян. 7:32).

Исследуйте Писание и найдете, что во многих случаях под Ангелом Господним предстает Иисус Христос, который в Ветхом Завете посещал людей (см Иоан. 8:56-58).

Господь да благословит всех вас в исследовании Его Слова и в познании истины.

Василий Юнак

1
Похожие вопросы
Мир Вам, Евгений. Даже сейчас среднестатистический возраст можно поднять на 15-20 лет. Проблемы экологии, воен, распределения ресурсов (воды и пищи) и т.д. - это следствия характера человека и понимания геополитики. Медицина не сделает нас бессмертными, потому что люди будут убивать друг друга, н... Читать далее
0
Всё остальное24 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Библейские сюжеты в литературе.

Какие из библейских сюжетов чаще всего употребляются в литературных произведениях?

Спрашивает
Женя
Приветствую Вас, Женя! На Ваш вопрос трудно ответить. Надо проводить большое исследование, причем, не только на русском языке. Я знаю, что на разных языках, в том числе и на русском языке в СССР, издавались словари крылатых фраз, выражений, пословиц и поговорок, которые взяты из Библии. На русском... Читать далее
1
Всё остальное25 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Антиномии в Библии.
Спрашивает
Виктор
Мир Вам, Виктор! Приведу определение из Википедии: Антино́мия — (греч. anti — против и nomos — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их ист... Читать далее
1
Всё остальное25 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Можно ли считать грехом желание убить компьютерного противника?

Меня очень интересует вопрос насчет компьютерных игр. Оставив в стороне тысячестраничные дебаты в сети об их жестокости, хочу спросить: Является ли греховным желание ранить его и заставить страдать в тех играх, где реализована такая возможность?

Спрашивает
Александр
Мир вам, Александр! Ответ на ваш вопрос находится в словах Иисуса о том, что тот, кто вожделенно смотрит на женщину, уже прелюбодействовал с ней, т.е. совершил грех, - в сердце своём (Матф.5:28).  Вы, конечно, имеете полное право возразить, что Иисус говорит о прелюбодеянии, а не убийстве. Однако, ... Читать далее
1
Всё остальное26 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как объяснить неверующему парню, что я не могу с ним встречаться?

И не могу видется на едине, и вообще с ним у меня ничего не может быть, если он намекает на что-то большее, чем просто знакомые, скажите пожалуйста.

Спрашивает
Мария
Доброго вам времени суток, Мария! Объяснять ему ничего не надо. Достаточно просто всегда говорить с ним о том, о чём вы думаете и чем живёте. Вы ведь всё время думаете о Боге и Его воле и живёте Христом, правильно? Неверующему это всё будет неинтересно и после пары-тройки опытов общения с вами, он ... Читать далее
1
Всё остальное27 дней назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Безбрачие, заповеди, диктатура в церкви, карьеризм, сонм святых и другие размышления Антона.

Добрый день! Максим, тогда вспомним слова Христа-Бога нашего (приведу не цитатой, а своими словами, надеюсь это Вас не смутит) :"Есть скопцы для Царствия Божия... Не все вмещают слово сие, но кому дано." Также вспомним, что сам Господь был безбрачен, Пресвятая Богородица (Иосиф Обручник был лишь хранителем ее девственности, т.к. было не принято молодой девушке оставаться безбрачной), святой пророк и предтеча Иоанн (кстати, его жизнь-самая, что ни на есть монашеская), к сожалению не могу привести примеров из Ветхого Завета, т.к. плохо с ним знаком (это моя личная вина, не думайте, что мне Церковь запретила его читать  :) ).

Далее, касательно принципа: исполняй заповеди. Да жизнь в заповедях - это наша обязанность, наше желание (всегда бы его иметь) и Божья воля. Но разве заповедь большая, если так можно сказать, не отменяет заповеди меньшей, "...заповедь новую даю Вам, да любите друг друга, как и Я возлюбил вас.", пожалуй, если человек любит Христа и остается безбрачен для Царствия Божия, то он исполняет заповедь большую. Надеюсь моя мысль прозрачна. Касательно индульгенций,  я не проходил сравнительного богословия  и католическое учение знаю мало. Мне кажется в те времена был способ решения этой проблемы, как получить разрешение грехов, не покупая индульгенции. Хотя... Сейчас, насколько мне известно, они остались, но их уже выдают просто так или за плату (ввиду юридического подхода в западном богословии) по образцу: " согрешил (нарушил заповеди) - заплати штраф". 

Касательно сонма святых - это можно вообще в отдельную тему выделить, но если "экспрессом", то святые служили от всей души и от всего сердца Христу, за что и сподобились приобщения благодати Святаго Духа, т.е. приобщения ко Христу, соединения с ним, по слову святого ап.Петра (2Петра 1:4):"которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью". Таким образом все наши молитвы обращенные к святым - это молитвы обращенные ко Христу. Вы просите общину помолиться о вас и о других ваших братьях и сестрах, так и святые - наши братья и сестры, предстоя пред престолом Благодати, имеют великое дерзновение к Богу, а то что тела умерли, что с того, если они еще при жизни вошли в Жизнь Вечную, Которая и есть Христос. Диктатура(???)-это про католиков что ли? Мне трудно их опрадывать, потому как и сам не сторонник учения о главенстве римского первосвященника. Карьеризм и финансовые махинации, пожалуй вот: "Царство Небесное подобно неводу...доставшему рыб всякого рода...", извините за неточность цитирования. Максим, есть праведный суд Божий на таковых, но точно не все такие, это я Вам заявляю ответственно, я вижу жертвенное служение  пресвитеров (священников), конечно не всех, и, не могу засвидетельствовать, но верю - епископов (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Помоги Вам Христос. До свидания.

Спрашивает
Аноним
Уважаемый Антон! Спасибо за пространное письмо. Благодарен за Ваше неравнодушие. Мысль о скопцах интересная. Вот только сказано здесь о частном случае. Но Павел, рассуждая об этой проблеме, почему-то не вспоминает об этих словах Христа. Вот ход его рассуждений:Посмотрите, как четко Павел понимал разницу между своими рассуждениями и Божьим откровением:... Читать далее
1
Всё остальноеоколо 1 месяца назад
Отвечает
Александра Ланц
Здравствовать вам в Господине неба и земли, Сергей! Судя по Библии и по тому, что происходило и происходит в моей жизни, лучше такими вопросами не задаваться. Попробую пояснить эту мысль. Дело в том, что христианин хорошо знает, что:Это не просто красивый текст, не просто обещание Божие, но и величайшие слова, охватывающие всё происходившее или происходящее в жизни уверовавшего. Всё, без исключения. Поэтому как-то странно будет задаваться вопросом: «когда Бог посылает испытание?», ведь вся наша жизнь и есть испытание. И так ж... Читать далее
1
Всё остальное17 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Мысль о совокуплении с Иисусом Христом в физическом плане - я не пойму откуда подобные вещи могли взяться в моем разуме!

Помогите мне пожалуйста. Я в церкви уже 1,5 года. Некоторое время назад у меня возникли мысли которых раньше не было, это угнетает меня. Как освободиться от этого богохульства?

Спрашивает
Аня
Уважаемая Аня! Ситуация действительно щекотливая. С другой стороны, подобные идеи возникали у католических мистиков средневековья. Недаром ведь монашек называют "невестами Христа"... Я не пытаюсь ни на кого бросить тень, а лишь понять подобный феномен. Судя по Вашей реакции, Вы однозначно осуждае... Читать далее
1
Всё остальное16 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по книге Иисуса Навина: стены Иерихона и битва при Гаваоне.

Здравствуйте, Василий. У меня несколько вопросов:

  1. Падение иерихонских стен Нав. 6 гл. и проницательность блудницы Раав, какие есть толкования, как это могло произойти (падение стен) и откуда Раав узнала божественном покровительстве кочевому племени, появившемуся на границах Иерихона.

  2. "Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"? (Нав. 10:12-13) Как можно обьяснить это чудо и что за книгу праведного цитирует автор? Заранее спасибо!

Спрашивает
Никита
Приветствую Вас, Брат Никита! Нам сегодня может показаться, что если у древних людей не было полиграфии, телефона и прочих современных средств связи, то они не могли знать происходящее вокруг них. Но это далеко не так. Люди тогда были также информированы о происходящих вокруг событиях, как и сегодн... Читать далее
1
Всё остальное12 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Почему и когда Бог перестал говорить с людьми напрямую?

Раньше люди очень многие и довольно грешные, вроде Соломона и др. Без проблем говорили с Богом, как с обычным человеком. Но, потом что-то случилось что? И теперь у нас есть Дух Святой, Библия к тому же, каждая конфессия утверждает, что они водимы Духом Святым и у каждого свое понимание Библии. Неужели сейчас было бы хуже прямо общаться с Богом в нормальном диалоге?

Спрашивает
Алексей
Мир вам, Алексей! Безусловно, было бы намного удобнее общаться с Богом, как вы говорите, «в нормальном диалоге», более того – Бог именно этого и желает. Ведь сказано же последней книге Библии, что Он стоит у наших дверей и стучит, чтобы Ему открыли: Что значит «вечерять»? Это означает, что Бог будет настолько Другом, что сядет за твой стол, покушает вместе с тобой, выслушает все твои вопросы и ответит на них, дав тебе самые лучшие советы, открыв тебе то, что ты пока ещё не понимал. Конечно, я говорю о духовном смысле этого слова, но Иисус не зр... Читать далее
2