Отвечает: Василий Юнак

В 1Тим 1:20 апостол Павел упоминает об Именее и Александре. Во втором послании он говорит, вероятно, о том же Именее, но упоминает вместе с ним Филита. И здесь же он поясняет проблему этих людей: "А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру" (2Тим 2:16-18).

Нам ничего не известно об Именее и Филите более, чем сказано в этих текстах. Александр вполне мог быть тем медником из Ефеса, о котором упоминается в Деян 19:33 и 2Тим 4:14, хотя это также могут быть два или даже три различных человека с именем Александр.

Не всегда обязательно знать конкретно, кто есть кто. В любом случае, Вам уже не встретиться в этой жизни с этими людьми. Важнее понять обстоятельства - почему они упомянуты, и что Господь хочет сказать нам этим в Своем Слове. Давайте рассмотрим это.

1. Что значит предать сатане? Простыми словами - исключить или отлучить от церкви. В нашем мире есть только два царства - Царство Божье и царство сатаны. Третьего не дано. Как только человек прекращает следовать за Господом, он автоматически оказывается последователем сатаны. Я знаю, что для некоторых весьма хотелось бы иметь еще нейтральную зону, где они принадлежат сами себе, а не Богу или сатане. Увы, такого не бывает. Мы либо с Богом, либо с сатаной. Люди, упомянутые апостолом, своими действиями уже поставили себя вне царства Божьего, а апостол Павел только официально объявил это, отлучив их от церкви. Мы не можем подразумевать здесь чего-либо иного или каких бы то ни было иных действий кроме публичного объявления их находящимися во власти сатаны, а не в царстве Бога.

2. За что они были преданы сатане? Из контекста видно, что они повсеместно распространяли ложное учение используя свое красноречие. Пустое философствование увлекает очень многих от истины. Их нечестие не обязательно должно было проявляться в каком-то аморальном поведении или нечестности. Это могло вполне быть только духовное нечестие, когда они извращали истину, внешне оставаясь вполне приличными и благочестивыми людьми. Это еще больше способствовало распространению их ереси.

3. Какую ересь они распространяли? Во времена ранне-апостолькой церкви, как и в любое другое время, было довольно много всяких ересей и ложных учений. Из приведенных текстов мы видим, что Именей и его последователи учили против буквального воскресения в конце времени, как об этом проповедовал апостол Павел (см. например 1Кор 15:23,52; Флп 3:11; 1Фес 4:16). Их учение было в том, что воскресение уже совершилось в прошлом, то есть после смерти человек вновь воскресает сразу же, а не в конце времени. Мы не имеем достаточной информации о том учении, которое распространял Именей, но по описанию оно близко к пониманию многих современных христиан о том, что якобы возвращение Христа и конец мира не имеет большого значения, потому что праведные уже в раю, а нечестивые уже несут наказание в аду; таким образом, воскресение мертвых в будущем не имеет для них смысла.

Увы, подобное учение не имеет достаточного Библейского основания, хотя кто-то может и подводить под него отдельные тексты из Священного Писания. Например, рассмотрим диалог Иисуса Христа с Марфой: "Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" (Ин 11:23-26). Марфа высказала свое правильное понимание библейского учения о воскресении. Иисус не назвал ее понимание неверным, но зная, что Он сейчас воскресит Лазаря, Иисус желал подготовить Марфу к этому неординарному событию, а заодно и преподать ей некоторые более глубокие истины о смысле жизни и смерти. Значение того, что верующий в Иисуса Христа имеет вечную жизнь, может быть истолковано, как если бы его жизнь не прерывается во время смерти, а продолжается в какой-либо форме, либо только часть человека умирает, а другая часть остается существовать вечно. Однако, не это хотел сказать здесь Господь, во-первых потому, что Он пришел не успокаивать Марфу, мол, не переживай за брата своего, ибо он живет и здравствует, только в ином мире. Нет, Он пришел воскресить в сию же минуту. Во-вторых, в другом месте Иисус четко объясняет значение этих своих слов: "Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Ин 6:40). Возможно именно эти слова Христа Марфа вспоминала, говоря о своей уверенности в воскресении Лазаря в конце земной истории. Но Господь учит нас о пребывающей в нас жизни вечной в духовном смысле, которая есть синоним Самого Иисуса Христа, живущего в нашем сердце: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин 17:3; ср. 1Ин 5:11-13). И заметьте, что в предыдущем стихе (Ин 17:2) говорится, что настоящую вечную жизнь Сын Божий даст позже, когда Бог прославит Его (ст.1). А когда это будет, - читайте в Откровении (Откр 5:9; 19:7; 21:9,10).

4. Вывод: для чего же апостол упомянул Тимофею об Именее? Мы узнаем это из слов, предшествующих этому упоминанию: "Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают" (1Тим 1:3-7). Именно этот текст заканчивается словами: "Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать" (1Тим 1:18-20).

Итак, в Ефесе, равно как и во многих других местах тогда и теперь, есть те, кто желают "быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают", потому начинают философствовать и пустословить, распространяя ересь. Таковых надобно увещевать и "воинствовать с ними имея веру и добрую совесть", то есть, на основании учения Священного Писания, не искажая его, но честно преподавая истину. Если же эти люди не остановятся в своем богохульстве, то есть в том, что они называют себя законоучителями, не будучи таковыми, то их надлежит отлучить от церкви. Разумеется, это предполагает, что и сами мы не должны уклоняться вослед подобных лжеучений.

0
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Путешествие?
Спрашивает
Аноним
Путешествие. В Библии упоминается о разных путешествиях, но редко о морских плаваниях (Пс. 106:23; 103:26). Сухопутные путешествия на Востоке гораздо затруднительнее, чем у нас, частью в следствие недостатка там необходимой защиты от нападений хищников и разбойников, частью от недостатка хороших дор... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Шаве?
Спрашивает
Аноним
Шаве (долина, равнина; Быт. 14:17) - долина, близ Дана и Ховы, что по левую сторону Дамаска. Когда Авраам, после победы над Кедорлаомером и бывшими с ним царями, и по освобождении Лота и всего имущества из плена, возвращался с поля битвы, на встречу ему вышли в долину Шаве царь Содомский и Мелхиседе... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Уриил?
Спрашивает
Аноним
Уриил (Бог - мой свет) - имя следующих лиц: 1Пар. 6:24 - Каафитянин, сын Тахафа. 2Пар. 13:2 - муж из Гивы, дочь которого, Михаия, была одною из жен Ровоама и матерью Авии. В 2Пар. 11:20 - мать Авии называется Маскою, дочерью Авессалома; но вероятно это произошло по ошибке переписчика. 3Езд 4:1... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Анем?
Спрашивает
Аноним
Анем (два источника; 1Пар. 6:73) - город в колене Иссахаровом, отданный левитам, семейству Каафову. В Нав. 19:21; 21:29 он называется: Ен-Ганним.... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Хелдай?
Спрашивает
Аноним
Хелдай (живущий, долговечный) - имя следующих лиц: 1Пар. 27:15 - Нетофафянин, из рода и потомства Гофониила. Зах. 6:10 - один из переселенцев, пришедших из плена с серебром и золотом для храма. Имя это в Зах. 6:14 ст. читается: Хелем.... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Халах?
Спрашивает
Аноним
Халах - Ассирийская провинция, в которую были отведены Феглаффелласаром и Самнаннассаром 10 колен Израильских. По словам Священного Писания, они были отведены в Ассирию и поселены в Халахе и при Хаворе р. Гозан и в городах Мидийских (4Цар. 17:6). Точное местоположение оной в настоящее время определи... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Цартан?
Спрашивает
Аноним
Цартан Нав. 3:16 - город близ г. Адама в колене Ефремовом. Когда Иудеи при Навине должны были переправиться чрез Иордан против Иерихона, то, по слову Иисуса, "вода текущая сверху остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле Цартана, а текущая в море равни... Читать далее
3
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Осей?
Спрашивает
Аноним
Осей см. 2Езд 8:47. В Езд. 8:19 читается: Иешаия. Иешаия здесь упоминается как наставник или руководитель, который сопровождал группу возвращающихся евреев из плена. Он является сыном Аккува и принадлежит к сынам Мерари, одному из левитских племен.... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Сикоморы, сикоморовое дерево (3Цар. 10:27, Амос 7:14) - известное дерево в Иудее по всему Востоку. Сикоморы в Свяшенном Писании вообще означают Египетскую смоковницу. Плоды ее, очень схожие с смоквою, ценятся высоко и собирание оных было вверяемо особенным приставникам (1Пар. 27:27, Амос 7:14). Си... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Армон?
Спрашивает
Аноним
Армон (рожденный во дворце; 2Цар. 21:8-9) - сын Саула от Риццы, его наложницы, повешенный, вместе с братом своим Мемфивосфеем и пятью другими Сауловыми сыновьями от Мелхолы, Гаваонитянами, в заглаждение вины Саула против Гаваонитян.... Читать далее
2