Отвечает: Василий Юнак

Приветствую Вас, Сестра Вика!

Этот вопрос хоть однажды беспокоил многих благочестивых людей. Просто большинство из них достаточно сдержаны и дипломатичны, чтобы его задавать. Но он уместен - оставлять его без ответа не стоит. И я попробую ответить на него.

Начну с того, что дам определение семитскому (еврейскому) мышлению в сравнении с классическим (западным или греческим) мышлением. Мы сегодня воспитываемся с самого детства в классических греческих школах, и соответствующее мышление прививается нам с самого детства. И принцип его: "как это устроено?" Если я вам скажу, что у меня дома на стенке висят часы, то вас сразу же будет интересовать, какие - механические или электронные, круглые или квадратные, простые или вычурные, какой цвет, какие цифры, какие стрелки, есть ли маятник и т.д. и т.п. Я угадал? Но еврей в большинстве случаев задатс другой вопрос: а они ходят? а время они показывают точное? Еврею по большей части менее важно как эти часы выглядят и как устроены, если они не служат своему предназначению. Так что принцип семитского мышления иной: "а что это значит для меня, какая мне польза от этого?"

Если мы рассматриваем Библию, и особенно сравниваем интерпретацию одних библейских текстов в других текстах, то есть как применяют, скажем, новозаветние авторы слова ветхозаветных авторов, то мы сразу видим, что Библия написана "по-еврейски", а не "по-гречески". Я имею в виду не язык написания, а образ мышления. И не удивительно: почти все авторы Библии - евреи.

Теперь вернемся к нашему вопросу: "Бог сотворил человека по своему образу и подобию. У человека есть различные внешние и внутренние органы. Значит ли это, что у Бога тоже есть такие же органы?" Греческое мышление сразу же включает свою логику и говорит: "Да, так следует понимать, потому что образ и подобие сразу же говорят об одинаковом внешнем виде и внутреннем устройстве". Но это говорит греческое мышление. А вот семитское мышление говорит иначе: "Вовсе не обязательно, потому что образ и подобие в первую очередь имеют отношение к функциональности и характеру, а устройство может быть разное, да и значения не имеет". То есть, если вернуться к часам, то для семита все часы будут одинаковыми до тех пор, пока они показывают одинаковое время, даже если их устройство и внешний вид разные.

Что же имеется в виду под "образом и подобием"? В свое время Моисей захотел увидеть лицо Бога. "[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх 33:18-20). И Господь исполнил это: "И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]" (Исх 34:5-8).

На вопрос, какой Бог, Господь открывает Свой характер. Он нигде не говорит о Своем облике, а тем более о Своем устройстве. "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину" (Втор 4:15-16).

Проблема человека в том, что нам так хочется уподобить Бога человеку во внешнем виде, а тем более в устройстве. Я не сказал бы, что это наша вина - скорее это наша беда, потому что нас так воспитали во всех школах. Но именно в этом наша проблема, которая мешает нам. Мы желаем уподобляться нашим кумирам и идеалам внешне. А образ и подобие означает подобие характера. В свое время ученики просили Христа показать им Бога: "Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду" (Иоан 14:8-12). Как видим из этого отрывка, вопрос вовсе не шел о внешнем виде Бога, потому что естсественно, что Бог во многом отличался от Иисуса Христа внешне. Речь идет о характере, словах и делах. Вот почему в Библии есть и такие слова:

"Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку..." (Рим 1:18-23).

Опять таки, здесь речь конкретно идет о том, что славу Божью, то есть его образ, люди представляют в виде образа тленного, то есть смертного, человека. А подлинный образ Божий, то есть слава Его или характер Его, можно увидеть, рассматривая творение и все Его чудные дела, включая и то, что Он сделал для спасения человечества от греха.

Итак, каков же образ Божий? Он милостивый, человеколюбивый, прощающий, но не оставляющий без наказания упорствующих во грехе. Бог есть Любовь, подлинная любовь, а не то низменное чувство, которое некоторые осмеливаются назвать любовью. И заповедь Божья человеку заключается в том же: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь... Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (1Ин 4:7,8,11,12).

Благословений!

Василий Юнак
0
Похожие вопросы
Всё остальное29 октября 2024
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Рома! Благочестие в вашей жизни должно играть вторую роль. Тогда что предназначено для первой роли?  Об этом сказано в Евангелии от Матфей 22:37-39. С уважением, Саша.... Читать далее
1
Всё остальное29 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Может отрезать орган, чтобы не грешить?

Благодаря Господу, я свободен от греха, но чтобы в будущем не отступить от Господа из-за этого греха, я хочу отрезать один орган, из которого раньше грех происходил. Если при отрезе этого органа я не смогу остановить кровотечение, то я могу умереть. Не засчитает мне это Господь как самоубийство, ведь моя цель больше не грешить? И как это может повлиять на мое призвание, которое Господь мне открывал, или же спросить лучше у пастора?! Мне нужен совет.

Спрашивает
Дима
Дима, у Вас очень положительная черта - не желание грешить и не огорчать Бога грехами. Но в мыслях у Вас появился метод, который Вам не поможет. Грех не в членах и не в органах, а в сознании. А органы - исполнители желаний, которые формируются в нашей голове. Говоря об органе, который Вы хотите отр... Читать далее
1
Всё остальное27 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Валерий! Давайте посмотрим обстоятельства, при которых Павел пользуется привилегией, данной ему от рождения по наследству.Мы видим что эта возможность способствует делу проповеди Евангелия. Римское гражданство не противоречило Благой Вести, но наоборот придавало общественный вес Апостолу - его слушали даже те, кому совсем не интересны были иудейские теологические споры и дискуссии. Благословений, Виктор... Читать далее
1
Всё остальное27 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Стоит ли мстить самому?
Спрашивает
Александр
Мир Вам, Александр! Писание нас учит:Благословений, Виктор... Читать далее
1
Всё остальное21 октября 2024
Отвечает
Александра Ланц
Дорого вам времени суток, Кирилл! Нет, Библия не призывает к убийству человека по какой-либо причине. Но Библия, точнее  БОГ устанавливает Закон, на основе которого человек может или даже должен быть лишён жизни. А это не убийство, это наказание или возмездие. Обращаю ваше внимание на слова: Зако... Читать далее
1
Всё остальное15 октября 2024
Отвечает
Василий Юнак
"Ангел церкви" в Откровении.

О каком "Ангеле церкви", писал Иоанн в первых главах книги Откровение? Почему на Нём лежала ответственность за церковь? Кто Он?

Спрашивает
Аркадий
Приветствую Аркадий! "Ангел церкви" в Откровении - епископ общины данного города. Значение слова "ангел" - вестник, а епископ назван так, потому что он должен был передать важную весть для каждой общины. Однако, данная часть книги Откровения предназначается не только для христиан Эфеса, Смирны, П... Читать далее
1
Всё остальное12 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Относится ли заповедь Не убей к жертвенным животным?

В книге Левит Ветхого Завета Господь призывает приносить жертвоприношение в убиение животных или птиц, а ведь 6 заповедь гласит не убей, получается противоречие. 

Спрашивает
Анна
Уважаемая Анна, заповедь: «Не убей» относится к убийству человека. Жертвенное животное символизировало смерть Христа и уничтожение греха. С уважением, Александр.... Читать далее
1
Всё остальное8 октября 2024
Отвечает
Василий Юнак
Что такое Царство Божие?

Расскажите, пожалуйста, что Библия говорит по поводу Царствия Божьего?

Спрашивает
София
Мир Вам, сестра София! Самое слово "царство" имеет два значения - "правление царя" и "территория, подвластная царю". Царство Божие соответствует обоим значениям. В первом случае, это проявления святых свойств Божиих в нашей жизни. Во втором - это будущее нашего мира, о чем сказано:Об установлении этого Царства мы постоянно взываем к Господу в наших молитвах:... Читать далее
1
Всё остальное7 октября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Приветствую Олег! Могу порекомендовать Александра Болотникова аудиопроповеди. Алексея Опарина аудиоматериалы. Сергея Молчанова аудиопроповеди. Александра Лисичного аудиопроповеди. Ростислава Волкославского аудиопроповеди. Владимира Близненко аудиопроповеди. Владимира Крупского аудиопропо... Читать далее
1
Всё остальное5 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Когда у моей двоюродной сестры случилось горе- выкидыш, она пошла к гадалке, которая ей рассказала невероятную историю о том, что это проклятие всех женщин нашего рода - терять первых детей.

Якобы какая-то наша бабка что-то страшное совершила. И вот моя мама, узнав об этом, вспомнила, что, действительно, у нее, ее сестры, ее матери и теток так и было зачем-то она решила рассказать это и мне. Я сказала, что это полная чепуха и когда забеременела не хотела об этом даже вспоминать, но мысли сами собой лезли. Я разными способами отгоняла от себя дурные мысли и верила в лучшее. Сейчас у меня чудесная дочечка, ей почти месяц, мы с мужем собираемся ее крестить. Те дурные мысли и сейчас иногда меня посещают, но я верю, что Бог нас не оставит! Что Вы мне посоветуете? Как побороть своих демонов? Пожалуйста, Ваш ответ для меня очень важен. С уважением, Марина.

Спрашивает
Марина
Мир вам, Марина! В первую очередь вам необходимо читать Священное Писание, особенно перед сном - Псал. 90 и Псал.22 . Старайтесь их читать регулярно - вдумывайтесь и вникайте в каждое обещание Божье. Старайтесь вместе с мужем читать Евангелия, чтобы в семье сами отношения были наполнены Божьей лю... Читать далее
1