Хочу привести цитату, которая отвечает на Ваш вопрос, из "Библиологического словаря"священника Александра Меня:
Под оккультными учениями понимается весьма широкий спектр доктрин, возникших начиная с первых веков христианства и по 20 в. включительно. Общим для них является признание огромной роли сокрытых сил, соединяющих видимый мир и высшее Божественное бытие. Как правило, оккультные учения разрабатывают особые методы постижения этих промежуточных сил, нередко с целью подчинить их. Кроме того, для оккультизма характерен эзотеризм, т.е. ограждение важнейших своих тайн от непосвященных. Почти все оккультные системы пытались ассимилировать христианство и дать свое толкование Библии. Их адепты обычно ссылались на Ин. 21:25 и утверждали, что именно О.т.Б. хранят тайное учение Иисуса Христа, не вошедшее в Евангелие.
Древнейшей формой христианствующего оккультизма можно считать учение гностиков, которые утверждали, что Христос — небесное Существо, Которое послано высшим Богом, чтобы освободить мир от уз материи.
Элементы оккультизма содержались в *манихействе и в др. религ. учениях, исповедовавших *дуализм.
В ср.-век. *иудаизме оккультизм был представлен некоторыми течениями *каббалы.
В предренессансной и ренессансной Европе оккультизм носил наполовину магический, наполовину натурфилоссофский характер. Представители его в 15-16 вв., такие как Парацельс и Агриппа, декларировали свою верность христианству, хотя на деле были близки к гностич. идеям.
В 18 в. был создан особый вариант псевдо-христианского оккультизма, принадлежавший *Сведенборгу, также возродившему гностицизм.
В 1816 франц. писатель Антуан Фабр д’Оливе (1768-1825) в книге "Еврейский язык" выдвинул фантастическую гипотезу, согласно к-рой Моисей, ученик египтян, зашифровал в *Пятикнижии множество магических тайн, которые могут быть разгаданы с помощью оккультных методов. Идеи Фабра д’Оливе оказали определенное влияние на европ. оккультизм.
Для теософской доктрины Е.П.Блаватской Иисус Христос был лишь одним из перевоплощений великого Учителя, который полнее всего раскрыл себя в индийских религиях (см. ст. Теософия).
Близкий к теософии индийский неоведантизм 19-20 вв. развивает аналогичные взгляды. Амер. неоведантист У. Аткинсон, писавший под псевдонимом Рамачарака, утверждал, что Христос провел часть Своей жизни в Индии, где учился у йогов. Эти взгляды он изложил в кн. "Жизнь Христа в оккультном освещении" (рус. пер.: Рига, б.г. изд.). Сторонники такого рода О.т.Б. ссылались на т. н. *"Тибетское Евангелие".
Одно из последних О.т.Б. принадлежит *Штейнеру Р. и последователям его антропософской доктрины, изображавшей Христа Солнечным Божеством. Все эти концепции не имеют ничего общего с подлинным Писанием и духом Евангелия. Их относительный успех объясняется нездоровым стремлением мн. людей к чудесному и экзотическому, псевдонаучной и псевдохристианской фразеологией оккультизма и его притязаниями "объяснить все мировые тайны".
С уважением,
Игорь