Отвечает: Александра Ланц

Вопрос: "Марк.2: 18-28 -- о посте и о субботе. Разъясните мне, пожалуйста, что там написано. Почему в субботу можно было делать, чего не должно? Что значит "Суббота для человека, а не человек для субботы, поэтому Сын Человеческий - Господин и субботы"? И когда можно не поститься? Как это можно сопоставить с нашим временем?"

Доброго вам времени суток, Алексей!

На мой взгляд, одна из главных проблем человека, читающего Библию, заключается в том, что человеку кажется, будто каждое слово Библии несет Истину от Бога, тогда как Библия очень часто передает нам и слова заблуждений, царивших в умах людей. Давайте прочитаем отрывки о том, где говорится о посте и субботе, наблюдая за тем, кто их произносит.


"Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]?

Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы". (Марк.2:18-28)

В этом отрывке претензии к Иисусу предъявляют люди, воспитанные в иудейских традициях. По этим традициям, если человек благочестив, он должен поститься определенным образом определенное количество дней в неделю.  А теперь давайте будем очень внимательны: ни в Торе, ни в пророках нет ни слова о том, что праведники должны поститься по расписанию: столько-то дней в неделю, с такими-то условиями. Подобные традиции были введены иудейскими учителями, а за этими традициями забылся смысл поста.  Так вот Иисус, отвечая на, по сути, глупый вопрос, возвращает внимание слушателей к тому, ради чего, собственно, должен быть взят пост:

«могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,  но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни».  Пока Бог с людьми,  пока грех не отделяет людей от Бога, пост не нужен. Вся история израильского народа как раз яркое этому подтверждение. Израильтяне, как народ, входили в пост только тогда, когда начинали понимать, что нагрешили так сильно, что Богу пришлось отойти от них, и чтобы смириться перед Богом, чтобы услышать Его обличающий, направляющий и исцеляющий голос, они надевали вретище и постились, чтобы не пить и не есть. Так даже язычники делали! Помните ли вы историю Ионы? Бог послал Иону к страшным в своей жестокости язычникам с предупреждением о неминуемом наказании за то, что они делают. Читаем дальше:

«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. 

Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем"» (Ион.3)


И знаете ли вы чем закончился  этот пост? 

«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».

Когда вы читали этот отрывок, обратили ли вы внимание на условия, которые были предъявлены к посту? Все мы сразу же видим и «вретище», и «не есть, не пить», но видим ли мы третье, самое главное условие?  «чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих». Ведь можно и не есть, и не пить, и во вретище ходить, но при этом продолжать ненавидеть людей и требовать у Бога исполнения своих собственных беззаконных желаний.

Бог всегда учил людей тому, что настоящий пост – это не ритуал по расписанию, тем более не ритуал, наполненный гордостью за себя «такого замечательного праведника», а попытка как можно лучше понять Бога и подчиниться Ему в том, чтобы отвратиться от греха и полюбить святость и праведность.  У пророка Исайи есть очень простое и ясное описание того, каков настоящий пост пред Богом. Там Бог упрекает Свой народ в том, что они только делают вид, что смиряются, а на самом деле постятся для того, чтобы заставить Бога исполнить их желания: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других...»   Дальше Бог говорит о том, каков настоящий пост: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;  раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58)

Как вам кажется, что легче: не есть один день или постоянно отстаивать Библейскую правду там, где ее не принимают, или не пить один день или много дней кормить голодных собственным хлебом? Как вы думаете, что ведет нас к осознанию своего греха: регулярный отказ от каких-то продуктов или регулярные попытки творить добро?

Как видите, пост – это далеко не жертва желудка и испытание силы воли, и  он предпринимается не по расписанию, а в тот самый момент, когда человек начинает осознавать, что  плохо понимает Бога, что Бог словно бы отошел, покинул человека.  Вот все равно как влюбленная девушка, которая когда рядом с женихом, только то и делает, что держит его  за руки и в глаза его заглядывает,  но если он уйдет на день, так она уже ни есть, ни пить от тоски не может. Так и в настоящем посте: Бог кажется таким далеким, и человек уже не может ни есть, ни пить, пока не вернется к нему тот Божий покой, который был раньше.   Именно об этом говорит Иисус: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? (Ведь Иисус сейчас с ними, Он – их радость, их покой, их защита, они видят Его и держатся за Него, и они счастливы от этого, хотя все еще очень многого не понимают) Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Будут поститься, потому что потеряют этот покой, потому что у них будет много неразрешенных вопросов и тоска по Богу. Будут поститься, чтобы понять, где они были неправы, чтобы принять силу для следования Истине, чтобы снова обрести Иисуса – их покой).

Та же самая проблема лежит и в основе вопроса о субботе. Те, кто задавал вопрос, выросли на учениях человеческих и чтили субботний день по учению иудейскому, которое утверждало, что исцелять – это работа, поэтому нельзя так делать в субботу, и что растирать зерна между ладоней – это тоже работа, чего нельзя, по их учению, делать в субботу. Они, стараясь оставаться праведниками в глазах Бога, столько правил для субботнего дня понапридумывали, что совсем забыли главное, о чем и напомнил им Иисус: субботний день – это день Господина, а не творения, только Господин субботнего дня имеет право учить людей, как его святить. Уж если Господин позволил голодным людям Давида поесть святых хлебов предложения, взятых прямо из Скинии, то почему же законники придираются к голодным ученикам Бога, которые сорвали колосья, чтобы насытиться?  Кто решает, что делать, а что не делать в субботний день: человек или Бог? Для чего субботний день подарен человеку: чтобы человек мог демонстрировать  окружающим, какой он сильный в вере праведник, или чтобы человек мог, оставив все свои рутинные заботы и проблемы, 24 часа в неделю безостановочно радоваться, взирая только на Бога?

Вся вторая глава Евангелия от Марка преподает нам великий урок о том, как мы должны относиться к религии, в которой находимся. Мы всегда должны задавать себе вопрос:  «Я живу, думаю, действую так, потому что это то, чему меня научили люди, или потому что это то, чему меня учит Бог?» Люди, задававшие вопросы Христу две тысячи лет назад, исходили из того, чему их научили люди: родители, учителя, старейшины...  Поэтому у них было так много проблем со Христом... а у Него с ними.

С уважением,

Саша.
0
Похожие вопросы
Молитва и пост29 дней назад
Отвечает
Виталий Колесник
Почему Бог не всегда защищает праведника? Нужно ли специально молиться о защите?

Может ли Бог вмешаться и защитить праведного человека, например, от людей, строящих ему козни? Если да, то почему не всегда это делает? Нужно ли специально об этом молиться?

Спрашивает
Наталья
Здравствуйте, Наталья! В Библии есть множество примеров того, как Бог заступался за своих праведников, но порой делал это не сразу. Например, посмотрите историю Иова, который был праведником, но при этом много пострадал, так как Бог допустил испытание в его жизни. И что же Иов? Он был не согласен ... Читать далее
2
Мир вам, Сергей! Конечно Бога можно просить направить на верный путь! Из Нового завета я приведу вам несколько молитв, которыми вы также можете молится. Молитва Иисуса - Отче наш:И молитва Апостола Павла из послания к Ефесянам (вместо "вы" в молитве говорите "мы" или "я", чтобы слова молитвы были направлены о вас):... Читать далее
1
Молитва и пост17 марта 2024
Отвечает
Дмитрий Рыкин
Почему когда мы молимся, иногда нам кажется что Бог не слышит наши молитвы?

Ведь Он же слышит? Может мы неправильно молимся?

Спрашивает
Василий
Добрый день, Василий. Вы верите, что Бог Вас слышит? В вопросе видны сомнения. Вот пару цитат из Библии:В первой цитате, Иисус Христос говорит, что Бог знает наши желания до того, как мы попросим. Если Бог знает наши внутренние желания, тем более Он слышит Ваши молитвы, даже если Вы их произносите в уме. Во второй Иисус Христос говорит, что если попросите с верой, то получите что просите. Библия отве... Читать далее
1
Приветствую, Лиахим! А где сказано о том, что мы должны молиться Святому Духу? Библия вся говорит только о том, что мы должны молиться только Богу Отцу во имя Иисуса Христа. И нет больше никаких молитв кому бы то ни было. Библия описывает Божий план спасения человечества, в котором Каждая Личность... Читать далее
1
Молитва и пост25 февраля 2024
Отвечает
Лариса Сугай
Добрый день, Антонина! Человек сотворен Богом, и сотворен с врожденной чертой - искать взаимосвязи с Богом. У каждого из нас внутри есть определенная "пустота", которую полностью может заполнить только Бог. После грехопадения враг человека попытался подменить понимание человека, Кто есть Бог, Како... Читать далее
1
Молитва и пост24 февраля 2024
Отвечает
Виталий Колесник
Объясните Мф. 6:7 о молитве.

Объясните мне, пожалуйста, этот текст, не могу понять смысл его. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны, не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Получается, что нам не стоит вообще говорить с Богом, если Он и так всё знает, кроме как только помолиться и всё. Просить у него что то, изливать свою боль душевную-сердечную, просто поговорить как с лучшим другом после молитвы - получается нельзя?

Спрашивает
Сергей
Здравствуйте, Сергей! В Библии описан случай, когда было устроено состязание между пророком Божьим Илией и пророками Ваала. Была приготовлена жертва, и надо было умолить свое Божество, чтобы жертва была сожжена чудесным образом с неба. Мы читаем как это делали пророки Ваала:Вот так молятся к Богу язычники, все там больше рассчитано на показуху. И читаем как это сделал пророк Илия:... Читать далее
1
Молитва и пост18 февраля 2024
Отвечает
Инна Белоножко
Мир Вам, Алексей! Мне никак не получается представить двух хороших друзей, которым не хватает слов в общении, они забывают в разговоре простые слова, повторяют одно и тоже, вообще ведут себя вяло и разговаривают друг с другом по принуждению или по понятию "надо". Не хочу обидеть Вас, дорогой друг.... Читать далее
1
Молитва и пост18 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Что делать, если трудно молиться?

Я с детства хожу в церковь, стараюсь каждый день читать Библию, верю каждому слову, стараюсь жить так, как хочет Бог, и всем сердцем люблю Его. Но сейчас моя вера вошла в тупик. В последнее время мне тяжело молиться. Мои молитвы состоят из благодарности, хвалы, а вот что-то просить мне тяжело. Не вижу в этом особого смысла. У Бога всегда все под контролем, у Него вовремя и для каждого события, для каждого успеха или неудачи свое время и свой урок для меня. Зачем тогда что-нибудь просить? Мне хочется просто ждать и использовать шансы, которые дает Бог. И еще я боюсь, что Бог сделает так, как я хочу, как просила, а потом буду жалеть, что вообще этого хотела. Знаю, что эти мнения ошибочны, но простые знания ничего не меняют.

Спрашивает
Ольга
Мне очень нравится выражение Блеза Паскаля: «Бог установил молитву, чтобы даровать Своему творению высокую честь: быть причиной». Конечно, Бог достаточно суверен, чтобы зависеть от наших желаний или нашей воли. В глобальном плане Ему не нужны наши молитвы, чтобы что-либо сделать или не сделать. Но Б... Читать далее
2
Молитва и пост18 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Можно ли молиться святым?

Как относиться к Георгию Победоносцу? Реален ли это человек (есть какие-то исторические доказательства его жизни) и стоит ли его уважать, молиться ему о помощи?

Спрашивает
Владислав
Реальность существования такого мужчины достаточно сомнительна. То есть исторических документов, подтверждающих его жизнь и служение, а тем более чудеса, нет. Если же верить преданию, то он жил где-то в 3 веке, был военным, во время гонений на христиан присоединился к ним и стал мучеником. А уже пос... Читать далее
2
Молитва и пост16 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Можно ли молиться своими словами?

В Библии написаны следующие слова: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него." (Мф. 6:7-8) Нужно ли молиться своими словами или только «Отче наш»? Потому что еще написано: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и откроют вам». Так нам все же нужно просить или нет?

Спрашивает
Назар
Начнём с того, что молитва в широком смысле этого слова вообще неправильно воспринимается современным обществом. Например, вот как ее описывает Википедия: «Молитва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также канонизированный текст это... Читать далее
2