Мир Вам, Максим!
Что говорит Священное Писание о коррупции? Какова позиция Бога по этому поводу?
Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исход 23:8).
Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров (Второзаконие 10:17).
Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (Второзаконие 16:19).
Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь (Второзаконие 27:25).
Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно (1 Царств 8:1-3).
Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства (2 Паралипоменон 19:7)
Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства (Псалмы 25:9-10).
Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия (Притчи 17:23).
Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них (Исаия 1:23).
Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! (Исаия 5:22-23).
Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет (Исаия 33:15-16).
Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных (Амос 5:12).
Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий (Амос 2:6).
Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда! (Михей 3:11).
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело (Михей 7:3).
Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства (Иов. 15:34).
Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце (Екклесиаст 7:7).
Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1Кор.6:10).
Что можно сделать на практическом уровне по этому поводу?
Первое. Начать с себя - определить понятие "нормы" заработка и путей законного достижения этой нормы.
"Сребролюбие" - это понятие очень относительное. Для кого-то сребролюбием будет казаться получить надбавку в эквиваленте 10 долларов, а кто-то получив миллион долларов - будет считать это обычным для него уровнем. Проблема коррупции не в сребролюбии (что человек много хочет), а в несоответствии цели (заработок) законному методу достижения. Ведь есть же успешные предприниматели - которые делают крупные проекты, соответственно зарабатывают и даже много помогают нуждающимся, делая и социальные проекты. Существует даже такой термин "социально ориентированный бизнес".
На каком этапе возникает проблема? Например, если ожидания "нормы" это 50$ в месяц - можно пойти почти на любую работу и получить такую зарплату. Если ожидания 500$ - то планировать получить такую зарплату будучи обычным дворником - в условиях Украины, например - абсолютно не реалистично. Или нужно другую работу (соответственная квалификация, опыт, стаж) или работать в другом государстве. Если ожидания 5000$ - то скорее всего речь должна идти не о поиске работы, а о бизнесе. Ходить на работу условного дворника и ожидать 5000$ - несоответствие цели законному методу. Это и есть путь к коррупции. Такой дворник будет искать что чужое где взять, чтобы продать - чтобы получить сумму, которая значительно выше его официальных норм.
Потому верующий человек должен для себя прояснять свои ожидания (а не просто хотеть всегда еще больше и больше) и выбирать законные методы для реализации своих ожиданий. Потому что каждое ожидание несет свои уровни рисков и усилий, и времени.
Если чиновник ожидает получать 5000$, а у него зарплата 500$ (или 50$) - то нужно или менять ожидания, или работу - идти в бизнес, создавать дополнительную стоимость, нанимать людей, платить зарплаты и налоги, нести риски.
Какой метод контроля может работать? Оценка финансового состояния госслужащих (если речь о коррупции в государстве). Если чиновник хочет ездить на дорогом собственном авто или жить в дорогом коттедже - то источником дохода "очень выше среднего" не должна быть госслужба, а легальный бизнес. А вот вопрос конфликта интересов - там пусть выбирает.
Если человек служит священником или пастором и получает официальную зарплату на уровне средней по региону, а живет "не по средствам" - это должен быть вопрос для его начальства. Хочет священнослужитель жить "с шиком" - пусть создает рабочие места, дополнительную стоимость и далее по списку. Если же такой человек просто берет деньги у других людей - очень часто это обман или мошенничество (нецелевое использование средств).
Коррупция - это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.