Мир Вам, Александр!
Однажды у Иисуса спросили по поводу человека, который страдал от рождения:
Здравствуйте. Я бы хотел задать вопрос, который давно меня интересует и является одним из самых важных для меня на данный момент. Существует ли предопределение судьбы или ситуаций от Бога? Если в жизни человека происходит плохое, негативное, нежелательное или критически ужасное событие, от кого оно исходит? Как это определить? Может ли это быть испытанием от Бога, результатом неразумных поступков человека, или действием дьявола? Как можно узнать причину таких событий? Пожалуйста, помогите разобраться в этом.
Мир Вам, Александр!
Однажды у Иисуса спросили по поводу человека, который страдал от рождения:
На что Иисус ответил:
Здесь причина страданий не раскрывается (то есть, не указано, был ли этот человек предопределен Богом или наказан за грех), но заболеваемость обнаруживается в этой ситуации. Это связано с разницей между вопросами - "почему?" (что является причиной) и "зачем?" (какова цель).
Другой пример:
В этом вопросе можно выделить два аспекта:
Кто виноват? Кто является причиной ситуации?
Что может сделать человек? Какова его ответственность?
Возможные ответы на первый ключевой аспект: виноват Бог, дьявол, сам человек или это случайность.
Возможные ответы на второй ключевой аспект: человек ничего не может сделать, человек может что-то сделать (но не все), либо человек полностью отвечает за все, что происходит в его жизни.
Александр, ваш вопрос касается мировоззрения. В разные периоды времени различные богословы по-разному интерпретировали его и развивали разные ответы. Например, рекомендации о предопределении и свободе воли не содержатся из ничего. В частности, в доктрине теодиции (или теодицеи) Бог отстаивает право на свободу выбора человека.
Стоит отметить, что личный ответ на этот вопрос определяет "его будущее" человека и ход жизни. В этом особенно актуальна истина из Писания: "По вере вашей да будет вам". Любой ответ, который будет предложен, может быть оспорен кем-то из сторон, но может также возобновиться жизненным опытом выбора человека.
Хочу вместе с вами рассмотреть логическое продолжение каждого из вариантов ответа. Опишу крайние позиции взглядов.
Если в страданиях виноват Бог, то Бог может быть не добр, и Ему нельзя доверять, чтобы избежать страданий. Он может быть безразличен или даже жесток. Мы живем в агрессивном мире, абсолютного добра нет, "человек человеку волк".
Если есть страдания от дьявола, то существует духовная борьба, и наша судьба зависит от выбора стороны. Пребывание на одной из сторон не дает абсолютной защиты из-за самого ограничения, ввиду борьбы.
Если в страданиях виноват сам человек, то причинно-следственная связь становится нашей жизнью. Мы сами провоцируем собственные (и не только) проблемы. Мы можем исправить их в будущем (или наоборот - не можем из-за предыдущего выбора - выбирать).
Если в страданиях виновата случайность, то мало что можно переносить, потому что мы лишь имели случайность в этой Вселенной. Никто не управляет, и мы не управляем. Можно просто жить, пока есть такая возможность, от нас многое не зависит. Высшего замысла не существует.
Мое личное понимание заключается где-то между вторым и третьим подходом - существует духовная борьба, в которой человек делает выбор и берет на себя ответственность. С одной стороны, от возможности выбора человека очень многое зависит, но с другой стороны, не все, потому что есть более высокие и могущественные силы, нежели один человек сам по себе.
Что же может человек (снова, мы идем по вариантам):
Ничего - мы пассивные наблюдатели неких коллективных процессов.
Что-то может - есть смысл прикладывать усилия, но нужна помощь сверху.
Все ситуации возможны только от частного выбора - ответственность только на мне; все, что есть в моей жизни, зависит только от меня, а не от Бога, сатаны, коллективных процессов и оснащения.
Для обоснования аргументов, сильных и слабых сторон каждой позиции, вероятно нужно, написать книги или провести лекцию.
Итак, мое краткое понимание: страдания могут быть спровоцированы как нашим выбором, так и результатом действия врага. Это не означает, что нужно смиряться со всеми страданиями, но и не беспокоиться, что все страдания можно полностью исправить. То есть, я изо всех сил стараюсь, делаю то, что зависит от меня, предпринимаю усилия, но результат объективно зависит еще от целого комплекса факторов, кроме моей деятельности (от других людей, обстоятельств, "благословения свыше" и т.д.) . Поэтому мы молимся Богу и просим указания Его воли.
В качестве резюме приведу слова следующей молитвы:
"Господи, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого".
Это молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (1702–1782), которую также ценил Карл Рейнхольд Нибур. С 1940 года она использовалась обществом "Анонимные алкоголики", что также способствовало ее возникновению и популярности.
Божьих Вам благословений,
Виктор
Какие из библейских сюжетов чаще всего употребляются в литературных произведениях?
Меня очень интересует вопрос насчет компьютерных игр. Оставив в стороне тысячестраничные дебаты в сети об их жестокости, хочу спросить: Является ли греховным желание ранить его и заставить страдать в тех играх, где реализована такая возможность?
И не могу видется на едине, и вообще с ним у меня ничего не может быть, если он намекает на что-то большее, чем просто знакомые, скажите пожалуйста.
Добрый день! Максим, тогда вспомним слова Христа-Бога нашего (приведу не цитатой, а своими словами, надеюсь это Вас не смутит) :"Есть скопцы для Царствия Божия... Не все вмещают слово сие, но кому дано." Также вспомним, что сам Господь был безбрачен, Пресвятая Богородица (Иосиф Обручник был лишь хранителем ее девственности, т.к. было не принято молодой девушке оставаться безбрачной), святой пророк и предтеча Иоанн (кстати, его жизнь-самая, что ни на есть монашеская), к сожалению не могу привести примеров из Ветхого Завета, т.к. плохо с ним знаком (это моя личная вина, не думайте, что мне Церковь запретила его читать :) ).
Далее, касательно принципа: исполняй заповеди. Да жизнь в заповедях - это наша обязанность, наше желание (всегда бы его иметь) и Божья воля. Но разве заповедь большая, если так можно сказать, не отменяет заповеди меньшей, "...заповедь новую даю Вам, да любите друг друга, как и Я возлюбил вас.", пожалуй, если человек любит Христа и остается безбрачен для Царствия Божия, то он исполняет заповедь большую. Надеюсь моя мысль прозрачна. Касательно индульгенций, я не проходил сравнительного богословия и католическое учение знаю мало. Мне кажется в те времена был способ решения этой проблемы, как получить разрешение грехов, не покупая индульгенции. Хотя... Сейчас, насколько мне известно, они остались, но их уже выдают просто так или за плату (ввиду юридического подхода в западном богословии) по образцу: " согрешил (нарушил заповеди) - заплати штраф".
Касательно сонма святых - это можно вообще в отдельную тему выделить, но если "экспрессом", то святые служили от всей души и от всего сердца Христу, за что и сподобились приобщения благодати Святаго Духа, т.е. приобщения ко Христу, соединения с ним, по слову святого ап.Петра (2Петра 1:4):"которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью". Таким образом все наши молитвы обращенные к святым - это молитвы обращенные ко Христу. Вы просите общину помолиться о вас и о других ваших братьях и сестрах, так и святые - наши братья и сестры, предстоя пред престолом Благодати, имеют великое дерзновение к Богу, а то что тела умерли, что с того, если они еще при жизни вошли в Жизнь Вечную, Которая и есть Христос. Диктатура(???)-это про католиков что ли? Мне трудно их опрадывать, потому как и сам не сторонник учения о главенстве римского первосвященника. Карьеризм и финансовые махинации, пожалуй вот: "Царство Небесное подобно неводу...доставшему рыб всякого рода...", извините за неточность цитирования. Максим, есть праведный суд Божий на таковых, но точно не все такие, это я Вам заявляю ответственно, я вижу жертвенное служение пресвитеров (священников), конечно не всех, и, не могу засвидетельствовать, но верю - епископов (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Помоги Вам Христос. До свидания.
Помогите мне пожалуйста. Я в церкви уже 1,5 года. Некоторое время назад у меня возникли мысли которых раньше не было, это угнетает меня. Как освободиться от этого богохульства?
Здравствуйте, Василий. У меня несколько вопросов:
Падение иерихонских стен Нав. 6 гл. и проницательность блудницы Раав, какие есть толкования, как это могло произойти (падение стен) и откуда Раав узнала божественном покровительстве кочевому племени, появившемуся на границах Иерихона.
"Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"? (Нав. 10:12-13) Как можно обьяснить это чудо и что за книгу праведного цитирует автор? Заранее спасибо!
Раньше люди очень многие и довольно грешные, вроде Соломона и др. Без проблем говорили с Богом, как с обычным человеком. Но, потом что-то случилось что? И теперь у нас есть Дух Святой, Библия к тому же, каждая конфессия утверждает, что они водимы Духом Святым и у каждого свое понимание Библии. Неужели сейчас было бы хуже прямо общаться с Богом в нормальном диалоге?