Содержание Библии13 октября 2023
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Финикия?

Спрашивает
Аноним

Финикия (2Езд. 2:17, 2Мак. 3:5, 3Мак. 3:15, Деян. 11:19; 15:3 и др.) - область Сирийского царства, в которой Тир и Сидон были главными городами. В сущности Финикия была узкая полоса территории, тянущаяся вдоль восточного берега Средиземного моря и имевшая около 28 англ. миль в длину и около одной мили в ширину. В обширном смысле Финикия обнимала собою весь морской берег от Ортозии до Пелузия - пространство около 450 миль, но в смысле теснейшем Финикия простиралась на 120 англ. миль в длину и 20 миль в ширину.

Начало названия этой страны Финикиею неизвестно. Женщина, называемая в Евангелии от Матфей 15:22 женщиною Хананеянкою, называется в Евангелии от Марк 7:26 Сиро-Финикиянкою. У LXX Еврейское слово Ханаан часто заменяется словом Финикия. Пунические обитатели Карфагена, Финикийской колонии, на вопрос: кто они? назвали себя на своем отечественном языке Хананеями (св. Августин). Эта страна была хорошо орошена, плодоносна и усеяна многими городами. Протекающие по ней реки берут свое начало на Ливанских горах и суть следующие: Елевтерус, Гдонис, Ликос, Тамир, Леонтес, Бострен и Белус.

Главными городами Финикии кроме Тира и Сидона, считались Акко (с. Жан-д'Акр) Ортозия, Арка, Триполис, Ботрес, Берит, Дор и др. Гавани ее были превосходны и страна славилась своею обширною торговлею на далеком расстоянии. По своему происхождению Финикияне принадлежали к Хамитам, и переселение на берега Средиземного моря несомненно относилось к глубокой древности. По свидетельству Геродота, они прибыли сюда с берегов Чермного моря.

Финикия, как часть Ханаана, никогда не была вполне покорена Еврейскими коленами - Дановым, Ассировым, Неффалимовым, которым была отдана при разделении земли Обетованной; но отношения Израиля к Финикии вообще были мирными. Хирам, царь Тирский, был неизменным другом и союзником Давида, и рабы Хирама, корабельщики, хорошо знакомые с морем, охотно поступали для службы во флот Соломона. Еще в глубокой древности Финикияне занимались уже торговлею и навигациею. Как купцы, мореплаватели и колонисты, они в течение многих веков не имели себе соперников.

В древние времена страна Финикиян была огромным складочным местом, в котором можно было найти все необходимое для житейской постановки и все предметы роскоши, и Финикия долгое время по всей справедливости считалась одним из главнейших торговых городов Востока. Ее морская торговля простиралась от берегов Средиземного моря до Британских островов, Испании, Черного моря и озера Меотис. Сухим путем Финикияне производили обширную торговлю с Сириею, Ассирией, Персией, Аравией и Индией. Финикия населяла своими колонистами различные части света, и потому Карфаген, Утика и Гадес, как государства, всецело обязаны своим существованием их основателям. Финикиянам. Доказательством их искусства в мореплавании служит тот факт, что некоторые Финикийские моряки, находясь на службе Нехао, царя Египетского, предприняли и совершили морское путешествие кругом Африки из Чермного моря и возвратились обратно чрез Гибралтарский пролив. Корабли Финикиян о 50 веслах славились повсюду, особенно те из них, которые вели торговлю с Фарсисом в Испании.

Жители Финикии боготворили Ваала, название которого значит Господь, и Астарту - Еврейскую Аштароф. Греческая Афродита считалась также одним из главных божеств. Жрицами оной были многочисленные вольные женщины и девы, вместе с евнухами, и юноши для удовлетворения гнусного разврата. Служение Ваалу было в Иерусалиме даже во дни царствования Соломона (3Цар. 11:5). Женщин Сидонянок находилось не мало в его гареме и они ввели здесь свои туземные суеверные, языческие обряды и поддерживали их. В важных случаях приносились ими человеческие жертвы, как в Иерусалиме, так равно и в Финикийской колонии, Карфагене. Название Ваал здесь связано с многими именами, как например, Аннибал, Гасдрубал, и было также общераспространенным в Палестине.

В день смерти Адониса, или Фаммуза, другого Финикийского божества, ежегодно происходил плач и сетование Финикийских женщин. Иезекииль в одном из своих видений говорит следующее: "И привел меня ко входу во врата Дома Господня, которые к северу, и, вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе (Иез.8:14).

В Тире был воздвигнут также великолепный храм языческому божеству Мелькарту (царь города), иначе Греческому Геркулесу, божеству встречаемому почти во всех колониях Финикии. Они боготворили также семь кабиримов, или великих богов, по числу небесных планет. Финикияне занимались иногда разбоем на море и вели торговлю невольниками. Финикийские купцы торговали нередко в разнос, скупая по пути покрывала, пояса и т.п. Пророк Осия говорит о Хананеянах, или Финикиянах: "Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать" (Ос.12:7).

Греция и Рим, вследствие своих торговых сношений с Финикиею, не редко заражались развратом и безнравственностью, так как вывозили оттуда предметы роскоши и удовольствий, способствовавшие их деморализации.

Финикияне были хорошо знакомы с астрономиею и арифметикою; им же приписывают изобретение письмен. По Геродоту, Кадм, Финикиянин по рождению, впервые ввел в Греции буквы и письмена. Они также славились изделием прекрасных льняных материй, изобретением стекла, зеркал Сидонских и Тирского пурпура.

Так как Финикияне принадлежали к Хамитам по своему происхождению, то и язык их был тождествен с древним Еврейским, или языком Ханаанским. На Еврейском языке говорили Хананеи, когда Авраам пришел в Ханаан на жительство. Пунический язык Карфагенян, по замечанию Иеронима и Августина, даже после долговременной их разлуки с своим прежним отечеством, сохранил близкое сходство с древним Еврейским. Финикийские монеты и многочисленные надписи сходны между собою и взаимно поясняют друг друга. Объясняемый по Еврейской аналогии "Мелькарт" (название Ваала) значит "царь города." Карфаген значит новый город; Бирса - холм, на котором стоял город, то же самое, что и Боура, и др.

На крыше одного жертвенника, найденной в 1845 г в Марселе, 74 слова из 94 слов можно найти в Ветхом Завете. В 1855 году в Сидоне был открыт саркофаг и, по разборке найденной надписи на оном, прочитано, что в нем заключалось тело Ашмунацера, поименованного здесь владетелем Дора, Иоппии и обширных хлебных местностей в колене Дановом. В настоящее время не сохранилось почти никаких следов Финикийской литературы. Отрывки из Санхоииафона (Sanchoniathon) считаются теперь подделкою со стороны Филобиблиуса, хотя он и утверждает, что перевел их с Финикийского языка на Греческий.

1
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такая Иеруша?
Спрашивает
Аноним
Иеруша (владение; 4Цар. 15:33, 2Пар. 27:1) - дочь Садока, жена Озии, царя Иудейского и мать царя Иофама.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Армон?
Спрашивает
Аноним
Армон (рожденный во дворце; 2Цар. 21:8-9) - сын Саула от Риццы, его наложницы, повешенный, вместе с братом своим Мемфивосфеем и пятью другими Сауловыми сыновьями от Мелхолы, Гаваонитянами, в заглаждение вины Саула против Гаваонитян.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Хариф?
Спрашивает
Аноним
Хариф - имя двух лиц: Неем. 7:24 - из Израильтян, возвратившихся из плена с Зоровавелем. Неем. 10:19 - из глав народа Израильского.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Осей?
Спрашивает
Аноним
Осей см. 2Езд 8:47. В Езд. 8:19 читается: Иешаия. Иешаия здесь упоминается как наставник или руководитель, который сопровождал группу возвращающихся евреев из плена. Он является сыном Аккува и принадлежит к сынам Мерари, одному из левитских племен.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Сикоморы, сикоморовое дерево (3Цар. 10:27, Амос 7:14) - известное дерево в Иудее по всему Востоку. Сикоморы в Свяшенном Писании вообще означают Египетскую смоковницу. Плоды ее, очень схожие с смоквою, ценятся высоко и собирание оных было вверяемо особенным приставникам (1Пар. 27:27, Амос 7:14). Си... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такие Евеи?
Спрашивает
Аноним
Евеи (жители селения, хижин; Быт. 10:17) - одно из древнейших Хананейских племен, живших в Палестине, до завоевания оной Израильтянами. Генеалогия его означена в Быт. 11:17, где Евей, родоначальник Евеев, числится шестым родившимся от Ханаана. Во времена патриарха Иакова, Евеи жили в средине земли... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Гаваон?
Спрашивает
Аноним
Гаваон (возвышенный; Нав. 10:11; 11:19; 2Цар. 21:2) - древний Ханаанский город, принадлежавший вместе с городами: Бееровом, Кефирою и Кириаф-Иаримом, Евеям, которые вступили в союз с Иисусом Навином. Хотя означенный союз и был принят и Гаваонитяне пощажены, но город, несмотря на то, лишился своей са... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Смех?
Спрашивает
Аноним
Смех (Быт. 18:13, Быт. 21:6) - слово означающее радость, насмешку, уверенность, удивление и т.п. Когда означенное слово употребляется о Боге, как например в Прит. 1:26, то оно означает, что Бог презирает, или не обращает никакого внимания на известный предмет, или на известное лицо.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Рувимово колено?
Спрашивает
Аноним
Рувимово колено (Чис. 1:20-21) - заняло удел в Обетованной земле на в. от Иордана между Арноном с ю. и Иацером с с., Галадом с в. и Иорданом с з. При первом счислении колен после исхода в нем считалось сорок шесть тысяч пятьсот человек мужеского пола от двадцатилетнего возраста и свыше (Чис. 1:20,21... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Амесса, амессай?
Спрашивает
Аноним
Амесса, амессай (1Пар. 2:17, 2Цар. 17:25; бремя, тяжесть) - сын Иефера, который повсюду называется Иефером из Изрееля. Авессалом поставил его во главе войск во время возмущения против своего отца Давида, но он был разбит своим двоюродным братом, Иоавом. Впоследствии Давид, узнавши о родстве между ни... Читать далее
1