Чудо, чудеса (Исх. 3:20, Исх.34:10, Суд. 6:13, Пс. 77:11, Пс.104:5, Пс.105:7, Пс.110:4, Иер. 21:2, Дан. 6:27, Деян. 2:19,22; 4:30; 15:12 и др.). Чудеса суть дела, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но только всемогущею силою Божиею. Священное Писание исполнено сказаний о многоразличных чудесах от Господа или избранными от Господа мужами совершенных всемогуществом Божиим в Ветхом и Новом Завете.
Отрицать чудо, как нечто неестественное и невозможное и признавать чудеса только как дело слепой противоразумной веры значило бы посягать на чистоту и полноту Божественного откровения, что, к сожалению, дозволял себе ослепленный самолюбием философствующий разум. С точки зрения материализма и совпадающего с ним современного, так называемого. научного мировоззрения, чудо не мыслимо. Материализм признает лишь материю, как первопричину мира, и те лишь законы, по которым живет и которыми управляется материальный мир; отсюда для него недопустимы явления, стоящие вне причинной связи с этими законами, как явления противоестественные, и потому невозможные. Отрицает чудо пантеизм: для него немыслимы явления, причина которых лежала бы вне мира, так как пантеизм подобно материализму кроме этого мира ничего не знает и не признает. Чудо не допустимо и со стороны деизма, который утверждает, что для развития и продолжения бытия мира совершенно достаточно присущих ему сил и однажды навсегда установленных законов, при чем становится уже излишним вмешательство в мировую жизнь сторонней высшей силы и, следовательно, в мире не могут иметь места явления не зависящие от мировых сил и законов.
На ряду с указанными тремя направлениями или мировоззрениями область философского мышления представляет еще теизм, который совершенно иначе относится к вопросу о возможности того, что называется чудом. По теистическому воззрению первопричина вселенной есть Существо, исполненное жизни, всемогущее, премудрое, благое и по Своей благости пекущееся о мире, Им созданном, промышляющее о нем. При таком воззрении на первопричину всего сущего действительность чуда не только не подлежит ни малейшему сомнению, но является необходимою. Ибо если первопричина всего есть Существо, исполненное жизни, то, понятно, это Существо действует; если Оно исполнено благости, то несомненно Его действия непосредственно направляются на вселенную, получившую от Него бытие и на отдельные существа вселенной; наконец, если верховное Существо есть всемогущее творческое начало мира, стоящее вне его, то Его действия, очевидно, должны быть вне зависимости от законов этого мира, стоять выше их, т.е. необходимо должны быть сверхъестественными, или чудесными.
Иисус Христос Сам придавал особенное значение чудесам, которые совершал Он. "Когда не верите Мне, сказал Он, верьте делам Моим" (Ин. 10:38). "Иоанн послал двоих из учеников своих к Иисусу спросить: "Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?" В ответ на это сказал им Иисус: "пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют" (Лк. 7:19-22). Все верующие в Евангелие знают, что учение евангельское придает жизни человеческой глубокий и отрадный смысл; но такое значение евангельского учения обусловлено воскресением и вознесением Христа, о чем повествуется в Евангелии, т.е. событиями чрезвычайными, чудесными, но в которых именно и заключается ручательство в непреложности светлых обетовании, данных Христом, и лишь благодаря которым надежда возбуждаемая этими обетованиями превращается в совершенную уверенность, и всякое земное иго становится удобоносимым, всякое бремя - легким. Поэтому-то апостол Павел и говорит: