Отвечает
Сергей Телемонов
Действительно ли в оригинале Библии есть два слова, которые означают «убивать»; и убивать, обороняясь, не возбраняется заповедью?

В русском переводе шестая заповедь звучит как «Не убивай». В английском переводе эта заповедь звучит как «you shall not murder». Но слово murder описывает убийство как преступление, а есть другое слово – to kill. Я слышал, что в иврите такая же ситуация с этой заповедью, что ее можно перевести как «не соверши преступления убийства», потому что есть убийство НЕ преступление. Что вы думаете об этой теории?

Спрашивает
Виктор

Я слышал об этой теории, но раньше не проверял ее. Звучит она логично и достаточно выгодно в нашем положении, когда война ежедневно приносит смерть в нашу страну. Но действительно, чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно самому изучить его. 🔎

В сложных вопросах я иногда советуюсь со своими друзьями-пасторами, докторами богословия, хорошо знающими иврит и даже преподавающими богословские дисциплины. Вот ответ одного из них: «Да действительно есть два таких слова. Слово, используемое в 10 заповедях, достаточно редко. Чаще встречается слово хараг. Даже в некоторых английских версиях 6 заповедь переводится do not murder, а не do not kill. Вроде как есть разница. Но на самом деле я считаю, что разницы нет. Любое убийство – это убийство. Тем, кто оправдывает совершение убийства, я рекомендую почитать Бытие 9:5-6. Мне кажется, что здесь конкретно сказано, что проливать кровь нельзя». 🥸

Я немного даже поспорил с ним, но решил сам изучить этот вопрос. Заглянул в оригинал и увидел, что в шестой заповеди используется слово «рацах». Поиск по этому слову в Библии привел меня к интересным результатам. Вот несколько стихов, где еще используется «рацах». 👇

6Из городов, которые вы дадите левитам, будут шесть городов для убежища, в которые вы позволите убегать убийце; и сверх их дайте сорок два города:
Числ. 35:6
26если же убийца выйдет за предел города убежища, в который он убежал,
27и найдет его мститель за кровь вне пределов города убежища его, и убьет убийцу сего мститель за кровь, то не будет на нем вины кровопролития,
Числ. 35:26-27

То есть когда человек убил кого-то случайно, он мог сбежать в специальное место, где ему не могли отомстить родственники его случайной жертвы. Но когда он оттуда уходил, родственники могли его убить. Заметьте, что ни в первом, ни во втором случае убийство не считается преступлением. И именно здесь используется слово «рацах». Так же оно используется и в других местах Библии, где явно говорится об умышленном убийстве. 😯

Таким образом, и слово "рацах" и слово "хараг" используются в Библии как синонимы, и между ними нет существенной разницы. Поэтому в шестой заповеди говорится о любом убийстве. То есть использовать в качестве аргумента, что для обозначения убийства для защиты в оригинале используется другое слово, и такое убийство дозволено Богом НЕЛЬЗЯ. 😐

0
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Асил?
Спрашивает
Аноним
Асил (бок, сторона, склон; Зах. 14:5) - местность близ Иерусалима, к в. от него, вероятно, та же самая которая упоминается у пророка Михея (Мих.1:11) под именем Ецель.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Чечевица?
Спрашивает
Аноним
Чечевица (Быт. 25:34; 2Цар. 17:28; 23:11; Иез. 4:9) - растение из семейства бобовых. Евреи засевали чечевицею целые поля (2Цар. 23:11); из муки чечевичной пекли хлеб (Иез. 4:9) и приготовляли сочиво, или похлебку, или кашицу шоколадного или красного цвета. Такова вероятно была и та красная похлебка,... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Есевон?
Спрашивает
Аноним
Есевон (блеск; Суд. 12:8,10) - один из судей Израильских, судивший Израиля после Иеффая семь лет. Он был родом из Вифлеема; ни о каких особенных событиях в его правление в Священном Писании не упоминается, кроме того что в семействе у него было 30 сыновей и 30 дочерей.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Шаве?
Спрашивает
Аноним
Шаве (долина, равнина; Быт. 14:17) - долина, близ Дана и Ховы, что по левую сторону Дамаска. Когда Авраам, после победы над Кедорлаомером и бывшими с ним царями, и по освобождении Лота и всего имущества из плена, возвращался с поля битвы, на встречу ему вышли в долину Шаве царь Содомский и Мелхиседе... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Путешествие?
Спрашивает
Аноним
Путешествие. В Библии упоминается о разных путешествиях, но редко о морских плаваниях (Пс. 106:23; 103:26). Сухопутные путешествия на Востоке гораздо затруднительнее, чем у нас, частью в следствие недостатка там необходимой защиты от нападений хищников и разбойников, частью от недостатка хороших дор... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Анем?
Спрашивает
Аноним
Анем (два источника; 1Пар. 6:73) - город в колене Иссахаровом, отданный левитам, семейству Каафову. В Нав. 19:21; 21:29 он называется: Ен-Ганним.... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Уриил?
Спрашивает
Аноним
Уриил (Бог - мой свет) - имя следующих лиц: 1Пар. 6:24 - Каафитянин, сын Тахафа. 2Пар. 13:2 - муж из Гивы, дочь которого, Михаия, была одною из жен Ровоама и матерью Авии. В 2Пар. 11:20 - мать Авии называется Маскою, дочерью Авессалома; но вероятно это произошло по ошибке переписчика. 3Езд 4:1... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Хелдай?
Спрашивает
Аноним
Хелдай (живущий, долговечный) - имя следующих лиц: 1Пар. 27:15 - Нетофафянин, из рода и потомства Гофониила. Зах. 6:10 - один из переселенцев, пришедших из плена с серебром и золотом для храма. Имя это в Зах. 6:14 ст. читается: Хелем.... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Халах?
Спрашивает
Аноним
Халах - Ассирийская провинция, в которую были отведены Феглаффелласаром и Самнаннассаром 10 колен Израильских. По словам Священного Писания, они были отведены в Ассирию и поселены в Халахе и при Хаворе р. Гозан и в городах Мидийских (4Цар. 17:6). Точное местоположение оной в настоящее время определи... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Цартан?
Спрашивает
Аноним
Цартан Нав. 3:16 - город близ г. Адама в колене Ефремовом. Когда Иудеи при Навине должны были переправиться чрез Иордан против Иерихона, то, по слову Иисуса, "вода текущая сверху остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле Цартана, а текущая в море равни... Читать далее
3