Фимиам (Исх. 30:34; Лев. 16:12,13; Мф. 2:11; Лк. 1:9) - благовонное курение, употребляемое в Иудейском ежедневном богослужении и при всех жертвоприношениях (Исх. 30:23-25; Лев. 2:1;6:15; Чис. 5:15;). В торжественный день Освящения, когда первосвященник входил во Святое Святых, он должен был полные горсти фимиама возложить на огонь, чтобы облако фимиамного курения покрыло очистилище (Лев. 16:12-13). Оно было составлено из ароматических веществ.
Способ приготовления порошка для богослужебного фимиама и запрещение его для домашнего употребления указаны в кн. Исход: "И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; (душа та) истребится из народа своего" (Исх. 30:34-38). От горения фимиама, соответствовавшего нашему росному или обыкновенному ладану, распространялся очень ароматический запах, и потому при жертвенниках всегда находились кадильницы для возжжения оного.
Курение фимиама было символом усердной молитвы, возносимой к Богу, и особенно ходатайства Церкви пред Господом за людей. Евангелист Иоанн в откровении видел на небесах ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом, "И вознесся дым фимиама молитвами святых от руки ангела пред Бога" (Откр. 8:3-4). Он тайно видел также двадцать старцев, которые пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр. 5:8).