Гостеприимство (Быт. 18:1 и далее. Втор. 10:17-19, Евр. 13:1-25, и пр.) добродетель весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами; но особенно она возвышалась в избранном народе Божием. Прекраснейшие образцы оной видим в истории Авраама, удостоившегося однажды чести принять под видом странников Господа и двух ангелов (Быт. 18:1-8); племянник Авраамов, Лот, оказал гостеприимство проходящим странникам, которые также были ангелы (Быт. 19:1-3); Иофор, священник Мадиамский, радушно принял в дом свой Моисея (Исх. 2:20).
Иов, в оправдание своей непорочности, говорил о гостеприимстве, как о добродетели, которую он неуклонно исполнял: Странник не ночевал на улице: двери мои я отворял прохожему (Иов 31:32).
Добродетель гостеприимства особенно заповедуется в Н.З. именно сам Господь Иисус Христос говорит: "кто напоит одного из малых сих только чашею холодной поды во имя ученика, не потеряет награды своей" (Мф. 10:42). Поэтому холодность гостеприимства отождествляется Господом с холодностью к Нему Самому: "Странником был, говорит Он, и не приняли Меня, наг был и не одели Меня, болен и в темнице и не посетили Меня" (Мф. 25:43).
Апостолы прямо внушают верным эту добродетель (Рим. 12:13), к 1Тим. 3:2, к Тит.1:8 и в 1Пет. 4:9. Принимать странников и умывать ноги святых (1Тим. 5:10), по словам апостола Павла, есть одно из существенных качеств, требуемых от вдовицы, для внесения ее в список вдов, назначаемых на служение Церкви.
Пример милосердого Самарянина, представляя собою приложение основной заповеди христианства: "любить ближнего как самого себя, будет служить для всех времен образцом христианского человеколюбия и христианства. На Востоке и доселе высоко ценится гостеприимство, особенно между Арабами и даже хищниками Бедуинами.