Идол, кумир (Исх. 20:3-4, Втор. 4:16, Рим. 2:22, 1Кор. 8:4, Ин. 5:21) - есть изображение какой-либо твари небесной или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога поклjняются и служат. Вторая заповедь запрещает покланяться идолам, как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Названия идолов в Еврейском языке различны и наиболее употребительные суть следующие:
Елилам или суетность, ничтожество. Идолы назывались так, потому что истинные чтители Бога смотрели на них, как на вещь, не имеющую никакого значения. Елил (Ис. 57:5) - ложные боги.
Гиллулим (Лев. 26:30 и др.) - обрубки, истуканы, пни.
Гевел или Авен (Втор. 32:21 и др. ) - тщета, пустота.
Хамманим (2Пар. 34:7) - быть может изображение Ваал-Хамона, бога солнца.
Мифлецеф (3Цар. 15:13) - предмет страха, ужаса, страшилище.
Шиккутц (2Пар. 15:7) - мерзость языческая.
Семел (2Пар. 33:7,15) - образ, символ, подобие.
Терафим (Зах. 10:11) - изображения домашних богов, подобных пенатам у Римлян. Их почитали виновниками домашнего счастья и вопрошали как оракулов (Суд. 17:5, Иез. 21:21 и др.).
Кроме сих имеются еще и другие различные названия идолов на Еврейском языке. Главнейшими идолами или лжебогами в древности, как то видно из Священного Писания, были следующие:
Адрамелех и Анамелех - боги Сепарвимские (4Цар. 17:31).
Ашима - божество Емафян (4Цар. 17:30).
Астарта - божество Сидонское (Суд. 2:13, 3Цар. 11:33).
Ваал (Суд. 2:11-13).
Дагон - бог Филистимский (Суд. 16:23).
Веелъзевул (бог мух) - божество Аккаронское (4Цар. 1:2).
Хамос - бог Моавитский (3Цар. 11:33).
Диана или Артемида, чтимая особенно в Ефесе (Деян. 19:24-27).
Молох или Милхом, лжебог или мерзость - божество Аммонитское (Лев. 18:21, 3Цар. 11:33).
Юпитер и Меркурий, иначе Зевес и Ермий (Деян. 14:12).
Нево (пал Ваал, низвергся Нево Ис. 46:1).
Богиня неба (Иер. 46:17,25).
Ремфан - идол в виде звезды, как полагают, планеты Сатурна (Деян. 7:43).
Римон (4Цар. 5:18).
Фаммуз (Иез. 8:14) - божество Сиро-Финикийское, и многие другие.
Древние поклонялись обоготворенным людям, солнцу, луне и звездам, огню и воде, небу и земле, свету и тьме, животным и растениям. Плиний говорит, что в Египте боготворили даже лук и чеснок. Некоторым божествам покланялись во многих местах и городах, тогда как другие были местными божествами.
Формы идолов были весьма различны, - одни из них были человеческого вида, как например Астарта, другие изображали собою четвероногих животных, птиц, пресмыкающихся и т.п. Колоссальные изображения идолов пользовались популярностью в Индии и Ассирии, как и доселе еще весьма популярны в Индии. Часто идол олицетворялся в виде бесформенного обрубка, пня или камня. На материал, из которого делались идолы, часто указывается в Библии. Золото, серебро, медь, дерево, камень, глина, все это употреблялось на выделку идолов.
Вследствие распространения идолопоклонства, изделие идолов в некоторых странах считалось делом очень важным и прибыльным, хотя ничтожество и безумие оного прекрасно описывается во многих местах Священного Писания, как например Ис. 40:19-20; 41:6,17; 44:9-20. Поклонение идолам было весьма распространенным делом в древнем мире. Священное Писание укоряет даже Фарру, отца Авраама и Нахора, в служении иным богам (Нав. 24:2). Из обстоятельств жизни Лавана и Рахили также видно, что идолопоклонство существовало некоторым образом также между родственниками Иакова (Быт. 31:19-35).
Значительное число образцов и изображений этих идолов сохранилось до наших времен. Некоторые из них можно видеть в Английском и других музеях, а другие начертаны на памятниках древних народов. Многие из первенствующих христиан полагали, что в идолы вселялись диаволы и злые духи, - мнение, вероятно основанное на словах апостола Павла (1Кор. 10:20). Фактически известно, что поклонение злым духам в древности было довольно распространено, что конечно и доселе еще отчасти можно видеть в различных частях света.