Содержание Библии15 октября 2023
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Иоав?
Спрашивает
Аноним

Иоав (Господь есть Отец):

  • 2Цар. 2:18 - один из трех племянников Давида и его военачальник (1Пар. 2:16; 11:6).

Иоав в первый раз упоминается в книге Царств еще во время воцарения Давида в Хевроне. Во главе Давидовых слуг Иоав встретил Авенира, перешедшего с войском Иордан из Маханаима (резиденции Иевосфея), близ Гаваона, и разбил его. Сам Авенир, обратившийся в бегство и преследуемый Асаилом, единственно в виду самозащиты, убил его, несмотря на то, что Асаил отличался быстротою своего бега. Слова Авенира к Асаилу: "отстань от, меня, чтобы я не поверг тебя на землю; тогда с каким лицом явлюсь я к Иоаву, брату твоему?" (2Цар. 2:22) указывают, что между Авениром и Иоавом в то время еще не существовало непримиримой вражды.

Вскоре после того, во время случайного отсутствия Иоава, Авенир посетил Давида в Хевроне и предложил ему царствовать над всем народом Израильским. Давид принял его предложение и отпустил Авенира с миром. Иоав узнал об этом и с одной стороны желая отмстить за смерть Асаила, а с другой опасаясь, чтобы Авенир со временем не занял при Давиде его места, обратился к Давиду с упреком за милостивый прием, оказанный Авениру, а потом, вернув его в Хеврон, вероломно умертвил его в городских воротах (при кладезе Сир, как сказано в Еврейском, - ныне источник, называемый Айн Серах, находящийся в двух милях от Хеврона). Узнав о вероломстве Иоава, Давид проклял мстительность его и почтил память Авенира погребением, постом и плачем. "Смертью ли подлого умирать Авениру? восклицал он, руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников" (2Цар. 3:33-34).

Затем, занявши место Авенира и получив высокую должность военачальника, Иоав служил Давиду до самой его смерти с непоколебимою верностью, при помощи брата своего Авессы, начальника храбрых (1Пар. 11:20, 2Цар. 10:10). Постоянным его местопребыванием был Иерусалим, но сверх того он имел особенный дом в пустыне (3Цар. 2:34) и поля, засеянные ячменем (2Цар. 14:30). При осаде Иевуса, или Иерусалима, в возобновлении которого, как видно из последующей истории, Иоав принимал сильное участие (1Пар. 11:8), Давид объявил: "кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою" (1Пар. 11:6).

Первое большое сражение Израильтян под предводительством Иоава произошло с Аммонитянами и Сириянами (2Цар. 10:6 и др.), и хотя Иоав сначала сомневался в счастливом исходе битвы, но победа вполне оказалась на его стороне и война скоро закончилась.

Затем он избил весь мужеский пол в Идумее (3Цар. 11:15-16). Затем он снова предводительствовал во время войны с Аммонитянами и осады царской резиденции Раввы (2Цар. 11:1). При означенной осаде он получил приказание от Давида поставить Урия Хеттеянина на сражении в таком месте, чтобы он был поражен и умер. По свидетельству Иосифа, Урий был оруженосцем Иоава.

После того мы видим, что Иоав успел примирить с Давидом Авессалома, убившего брата своего Амнона (2Цар. 4), и когда Авессалом возмутился против своего отца и вынудил его к бегству для спасения жизни, Иоав оставался верным Давиду и начальствовал над отрядом царского войска, которое впрочем, по свидетельству Иосифа Флавия, не превышало численностью 4,000 воинов. После поражения Авессалома Иоав, все еще оставаясь верным Давиду, собственноручно пронзил стрелою сердце возмутителя (2Цар. 18:14), хотя и хорошо сознавал, что он своим поступком может причинить сильное огорчение Давиду и возбудить гнев его.

Вскоре после того на севере страны снова вспыхнуло возмущение под руководством Савея, сына Бихри (2Цар.20:1). Вследствие малодеятельности нового военачальника Амессая, возмущение быстро и грозно распространилось далеко. Посему туда был послан Авесса со значительным войском, к которому присоединился и Иоав, все еще остававшийся начальником малой части войск. На дороге они встретили Амессая, и Иоав не поколебался убить его теперь, как (2Цар.20:9,10) некогда он умертвил Авенира, и таким образом отделался от своего соперника.

Спокойно и с достоинством Иоав снова занял свою прежнюю должность и своим благоразумием, равно как и мужеством, скоро подавил восстание (2Цар.20:20-22). Иоав упорно противился желанию Давида произвести народосчисление (2Цар.24:3) и хотя уступил, но его доводы были на столько сильны, что он не исчислял левитов и Вениамитян, потому что царское слово противно было Иоаву (1Пар. 21:6).

Оставаясь верным Давиду во всю свою жизнь, даже во время возмущения личного своего друга Авессалома, Иоав впоследствии присоединился к Адонии и помогал ему вместе с свящ. Авиафаром в его попытках, впрочем безуспешных, овладеть престолом Давида, отца его (3Цар. 1:7; 2:27). Это последнее преступление переполнило меру его виновности в глазах Давида, так как уже на смертном своем одре Давид завещал Соломону: не отпустить седин его (Иоава) мирно в преисподнюю (2Пар. 2:6). Посему-то когда открылось, что Адония продолжает домогаться престола, Соломон счел существенным долгом и благоразумием скорее удалить его главного сообщника - Иоава.

Узнав о грозившей ему опасности, Иоав убежал в Скинию Господню и ухватился за рога жертвенника. Царь послал Ванею схватить и умертвить его. Ванея сначала колебался было исполнить это, но получил от Соломона новый, подтвердительный приказ - умертвить и похоронить его, на том, конечно, основании что для убийцы, по закону, не существовало безопасности и спасения даже и при рогах жертвенника (ср. Исх. 21:14). "И пошел Ванея, сын Иодаев, говорит свящ. писатель 3Цар. 2:28-34 и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне, находившемся, вероятно, близ Вифлеема. в пустыне Иудейской.

  • 1Пар. 4:14 - Иоав, сын Сераии, из сынов Кеназа, родоначальник или основатель долины плотников. Та же самая долина, находившаяся вероятно близ Иерусалима, упоминается и в Неем. 11:35.

  • Езд. 2:6; 8:9; Неем. 7:11 - предок одного семейства, которое вместе с потомками Иисуса считалось наиболее многочисленным в числе прочих семейств, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем.

1
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такая Иеруша?
Спрашивает
Аноним
Иеруша (владение; 4Цар. 15:33, 2Пар. 27:1) - дочь Садока, жена Озии, царя Иудейского и мать царя Иофама.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Армон?
Спрашивает
Аноним
Армон (рожденный во дворце; 2Цар. 21:8-9) - сын Саула от Риццы, его наложницы, повешенный, вместе с братом своим Мемфивосфеем и пятью другими Сауловыми сыновьями от Мелхолы, Гаваонитянами, в заглаждение вины Саула против Гаваонитян.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Хариф?
Спрашивает
Аноним
Хариф - имя двух лиц: Неем. 7:24 - из Израильтян, возвратившихся из плена с Зоровавелем. Неем. 10:19 - из глав народа Израильского.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Осей?
Спрашивает
Аноним
Осей см. 2Езд 8:47. В Езд. 8:19 читается: Иешаия. Иешаия здесь упоминается как наставник или руководитель, который сопровождал группу возвращающихся евреев из плена. Он является сыном Аккува и принадлежит к сынам Мерари, одному из левитских племен.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Сикоморы, сикоморовое дерево (3Цар. 10:27, Амос 7:14) - известное дерево в Иудее по всему Востоку. Сикоморы в Свяшенном Писании вообще означают Египетскую смоковницу. Плоды ее, очень схожие с смоквою, ценятся высоко и собирание оных было вверяемо особенным приставникам (1Пар. 27:27, Амос 7:14). Си... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такие Евеи?
Спрашивает
Аноним
Евеи (жители селения, хижин; Быт. 10:17) - одно из древнейших Хананейских племен, живших в Палестине, до завоевания оной Израильтянами. Генеалогия его означена в Быт. 11:17, где Евей, родоначальник Евеев, числится шестым родившимся от Ханаана. Во времена патриарха Иакова, Евеи жили в средине земли... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Гаваон?
Спрашивает
Аноним
Гаваон (возвышенный; Нав. 10:11; 11:19; 2Цар. 21:2) - древний Ханаанский город, принадлежавший вместе с городами: Бееровом, Кефирою и Кириаф-Иаримом, Евеям, которые вступили в союз с Иисусом Навином. Хотя означенный союз и был принят и Гаваонитяне пощажены, но город, несмотря на то, лишился своей са... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Смех?
Спрашивает
Аноним
Смех (Быт. 18:13, Быт. 21:6) - слово означающее радость, насмешку, уверенность, удивление и т.п. Когда означенное слово употребляется о Боге, как например в Прит. 1:26, то оно означает, что Бог презирает, или не обращает никакого внимания на известный предмет, или на известное лицо.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Рувимово колено?
Спрашивает
Аноним
Рувимово колено (Чис. 1:20-21) - заняло удел в Обетованной земле на в. от Иордана между Арноном с ю. и Иацером с с., Галадом с в. и Иорданом с з. При первом счислении колен после исхода в нем считалось сорок шесть тысяч пятьсот человек мужеского пола от двадцатилетнего возраста и свыше (Чис. 1:20,21... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Амесса, амессай?
Спрашивает
Аноним
Амесса, амессай (1Пар. 2:17, 2Цар. 17:25; бремя, тяжесть) - сын Иефера, который повсюду называется Иефером из Изрееля. Авессалом поставил его во главе войск во время возмущения против своего отца Давида, но он был разбит своим двоюродным братом, Иоавом. Впоследствии Давид, узнавши о родстве между ни... Читать далее
1