Содержание Библии11 февраля 2023
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Ионафан?
Спрашивает
Аноним

Ионафан (дар Божий) - слово тождественное с Греческим Феодор - имя различных лиц, упоминаемых в священ, книгах В.З.

Суд. 18:30 - потомок или сын Гирсона, молодой левит, из Вифлеема Иудина, живший во времена Судей. Имя его связано с историею идолопоклонника Михи, жившего на горе Ефремовой и имевшего в своем доме сделанные из серебра истукан и кумир, равно как ефод и терафим. В доме его Ионафан совершал идолослужение в качестве жреца. Повествование о сем подробно передано в 17 и 18 гл. книги Судей.

1Пар. 2:32-33 - из сынов Иады, брата Шаммаева, потомок Иуды.

1Цар. 13:2-3 - старший сын царя Саула и близкий друг Давида. Ионафан в первый раз является в Библейской истории, вскоре по восшествии на престол Саула. Подобно своему отцу Саулу, он отличался силою и ловкостью (2Цар. 1:23), доказательством чего служит его воинский подвиг при Михмасе. Он славился также искусством в военных упражнениях в стрельбе из лука и метании из пращи (1Пар. 12:2). "Без крови раненых, без тука сильных, говорит свящ. дееписатель, лук Ионафана не возвращался назад" (2Цар. 1:22), и это воинское орудие, вместе со стрелами, постоянно находилось подле него (1Цар. 18:4; 20:35).

Замечательно трогательна история нежной дружбы Ионафана с Давидом. Он любил Давида, как свою душу (1Цар. 18:1), и эту любовь он питал к нему до самой своей смерти. При первой встрече с Ионафаном мы встречаем его постоянным спутником Саула и постоянно разделяющим трапезу с Саулом. Первым воинским подвигом его было избиение Филистимского гарнизона, близ Гевы, имевшее последствием вторжение в землю Израильскую всего Филистимского войска. Безоружные и упавшие духом, Израильтяне казались перед Филистимлянами совсем обреченными на смерть. У них почти вовсе не было воинских орудий (1Цар. 13:19-22), и множество их в крайнем отчаянии оставив свои жилища перебежали за Иордан (1Цар.13:6-7), в страну Гадову и Галаадскую. В этом критическом положении Ионафан решился на смелую попытку напасть на Филистимский лагерь, или на сторожевой отряд, только с одним своим оруженосцем (1Цар.14:1). Не сказав о своем намерении отцу, или кому другому, и твердо полагаясь единственно на помощь Божию, он вместе с оруженосцем, по условному знаку, перелез через ущелье, напал на передовой неприятельский отряд с такою внезапностью и успехом, что всем неприятельским войском овладел внезапный ужас, который еще более усилился вследствие чудесной помощи Божией (1Цар.14:14-20). Саул подоспел со своим войском на помощь в Ионафану, и в результате оказалась полная и решительная победа над врагами.

Во время битвы, продолжавшейся целый день, сам Ионафан подвергся великой опасности, вследствие необдуманного заклятия Саула, наложенного им на народ и войско, заклятия - не вкушать пищи, доколе Филистимляне окончательно не будут разбиты (1Цар.14:24). Ионафан, не зная об этом торжественном заклятии и утомленный своими воинскими подвигами, вкусил несколько дикого меда, найденного им в лесу. Таким образом заклятие было нарушено, и гнев Божий не замедлил обнаружиться (1Цар.14:37). Саул, желая узнать причину оного, торжественно объявил немедленно смертную казнь над тем, кто согрешил, хотя бы это был его собственный сын, Ионафан (1Цар.14:39). Бросили жребий, и пал жребий на Ионафана. И сказал Саул Ионафану: "расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть" (1Цар.14:43). Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти. Он восстал как один человек против объявленного царем над Ионафаном смертного приговора, - "и освободил народ Ионафана, говорит свящ. дееписатель, и не умер он" (1Цар.14:45).

Помимо своей воинской храбрости, Ионафан, как мы уже заметили выше, ознаменовал себя постоянно близкою и верною дружбою с Давидом. Эта дружба началась с того самого дня, в который Давид одержал блистательную победу над Голиафом (1Цар. 18:1), и неразрывно продолжалась до самой храброй смерти Ионафана на кровавых полях Гелвуйских; при чем вся личность Ионафана озаряется особенным светом духовного величия и красоты, таким светом, который не могут угасить, или омрачить, даже целые века. Его пламенная любовь к своему другу никогда не ослабевала и не умирала в его сердце. В знак любви, Ионафан подарил Давиду свою верхнюю одежду, свой меч, лук и пояс. Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни (1Цар. 19:1-7,20). В сердечном убеждении в неизбежности грядущего хода событий и судеб Божиих, Ионафан сознавал, что отеческий престол, который он естественно мог считать принадлежащим ему по праву, по смерти отца должен был рано или поздно перейти к Давиду; но мысль об этом никогда не прерывала и не омрачала сердечных дружеских отношений между ними. Если бы Давид сделался царем, то Ионафан не желал ничего большого для себя, как быть вторым по нем (1Цар.23:17).

После бурного взрыва гнева Саулова против Давида (каковой случай описан в 1Цар. 20:1-43), и последовавшего затем бегства его из царского дворца, Ионафан только однажды виделся с Давидом. Это было в лесу, в пустыне Зиф. Здесь отыскал Ионафан Давида; здесь они возобновили дружеский союз между собою пред лицом Господа, и простились в последний раз (1Цар.23:18).

После того об Ионафане ничего не упоминается в Библии до самой роковой битвы на горе Гелвуйской, в которой он был убит (1Цар.31:2). Тело его, вместе с телом Саула и сыновей, сначала было взято со стены Бефсана и сожжено в Иависе (1Цар.31:12) жителями Иависа, а затем, спустя несколько лет, благодаря любвеобильной заботливости Давида, кости их были перенесены оттуда, и погребены в семейной усыпальнице, во гробе Киса, отца Саулова, в Целе, в земле Вениаминовой.

Свою печаль о смерти своего друга Давид излил в трогательно-умилительной песни, в которой первое место, естественно, занимает Ионафан: "Краса твоя, восклицает Давид, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей быстрее орлов, сильнее львов они были. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой, Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!" (2Цар. 1:17-27).

После Ионафана остался пятилетний сын, Мемфивосфей, чрез которого род Ионафанов продолжался до времен Ездры (1Пар. 9:40).

2Цар. 15:27 - сын первосвящ. Авиафара, в царствование Давида. Он сопровождал царя, вместе со своим отцом, до горы Масличной, во время его бегства из Иерусалима, по случаю возмущения Авессалома, а затем возвратился в Иерусалим, и отсюда сообщал ему о замыслах и планах Хусия. Затем Ионафан упоминается при помазании на царство Соломона. В означенное время он явился к Адонии и сообщил ему эту новость (3Цар. 1:42-43). Из слов Адонии, обращенных к Ионафану - ты честный человек, и несешь добрую весть, можно заключать, что Ионафан, подобно своему отцу Авиафару, держал сторону Адонии.

2Цар. 21:21 - сын Сафая, брата Давидова. Он отличился своею храбростью, убивши одного великана, из потомков Рефаимов, отличавшегося, кроме огромного роста, еще лишними пальцами на руках и на ногах.

2Цар. 23:32 - один из храбрых воинов Давида, сыновей Яшена. В 1Пар. 11:34 читается: сын Шаге Гараритянин.

1Пар. 27:32 - дядя Давида и один из его советников и писцов.

1Пар. 27:25 - сын Узии, из начальников над имением Давида.

2Пар. 17:8 - из числа левитов, при царе Иосафате, учивших народ Закону Божию по городам Иудейским.

Иер. 37:15 - государственный тайнописец во времена царя Седекии.

Иер. 40:8 - сын Карея и брат его Ионан, оба из военачальников Иудейских, убежавших во время разрушения Иерусалима и при Годалии возвратившихся в Массифу.

Езд. 8:6 - потомок Адина, отец Еведа, один из спутников Ездры, при его возвращении из Вавилона в Иерусалим. В 2Езд 8:32, стоит: Ионаф.

Езд. 10:15 - сын Асала, один из уполномоченных Ездрою произвести исследование о браках Ереев с иноплеменницами.

Неем. 12:11 - один из первосвященников, сын Иоиады и отец Иаддуя. В Неем. 12:22,23 он именуется Иоханан.

Неем. 12:14 - священник из дома Мелиху, в дни первосвящ. Иоакима, сына Иисусова.

Неем. 12:18 - священник из дома Шемаии, во дни Иоакима.

Неем. 12:35 - отец Захарии, участвовавший в освящении стены Иерусалимской, при Ездре и Неемии.

Тов 5:14 - сын Семея, родственника Товита, упоминаемый в означенной книге. у - 1Мак 2:5) сын священника Маттафии, родоначальника Маккавеев.

1Мак 13:11 - сын некоего Авессалома, посланный Симоном с войском занять Иоппию, уже взятую Иудеями, и выгнавший из нее городских жителей. Он был вероятно братом Маттафии (1Мак 11:70).

2Мак 1:23 - священник, читавший торжественную молитву при жертвоприношении, совершенном Неемиею, по открытии свящ. огня.

1
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Терние и волчцы и тернистые кустарники (Быт. 3:18 и др.). Трудно решить, какие именно виды растений разумеются под сими словами. Слова терние и волчцы вообще стоят нераздельно в Святом Писании и означают весьма часто всякую растительность бесполезную, вредную, негодную, как например плевелы и т.п. В... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Сикимы?
Спрашивает
Аноним
Сикимы (Сир. 50:28). Под Сикимами разумеется Сихем или Сихар, главный город Самарийский. Жители его, Сикимиты или Самаряне, называются у Сираха народом глупым, конечно по их духовной слепоте и безрассудности относительно веры и по их лукавству и непостоянству. см. Самаряне.... Читать далее
0
Отвечает
Библейская энциклопедия
Самаряне, раскол самарянский (4Цар. 17:29). Название это в Новом Завете прилагается к тому народу, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Выселив Израильское население, он послал в их землю колонии из своих собственных подданных. Сии последние смешались ме... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Волчцы?
Спрашивает
Аноним
Волчцы, смотрите Терние.... Читать далее
3
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Ласея?
Спрашивает
Аноним
Ласея (грубый, суровый; Деян. 27:8) - город на ю. стороне о-ва Крита, находившийся недалеко от места так называемого в книге Деяний: Хорошие пристани. Местность города пояснена открытиями Д. Брауна в 1856 г. Г. Ласея находилась в небольшом расстоянии на в. от указанной выше пристани; остатки развали... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Махера?
Спрашивает
Аноним
Махера (1Пар. 11:36) - местность неизвестная, упоминаемая только в означенной цитате.... Читать далее
4
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Иоким?
Спрашивает
Аноним
Иоким (которого восстановляет Бог; 1Пар. 4:22-23) - из сынов Силома, внук Иуды. Он и его братья были горшечники и жили при садах и огородах для работ при царском дворце.... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Кадис?
Спрашивает
Аноним
Кадис (1Мак. 11:63-73) - левитский город и вместе город убежище в Галилее, в колене Неффалимовом, отечество Варака. Ныне это незначительное селение к с. от озера Гулег.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Фарей?
Спрашивает
Аноним
Фарей (1Пар. 9:41) - из сынов Михи, сына Мериббаала, сына Ионафанова. ... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Гостиница?
Спрашивает
Аноним
Гостиница - место или здание, нарочито назначенное для успокоения и отдохновения путешественников. В Быт. 42:27 слово malon, или гостиница, происходит от глагола значащего: проводить ночь, и потому означает место, где путешественники останавливались на ночлег. То же самое слово переводится словом: н... Читать далее
2