Вопрос о женщинах в роли служителей церкви, в частности о пресвитерах-женщинах, действительно интересен. Я хочу поднять эту тему, не устанавливая приоритеты, а рассмотрев несколько аспектов.
Лично я вырос в обществе, где традиционно лидерские позиции в церкви занимали мужчины — пасторы, проповедники, пресвитеры. Однако я также стал свидетелем времен, когда в церкви было недостаточно мужчин, и часто лидерами общин становились женщины. Эти женщины организовывали и руководили всей работой, но при этом они не получали официального рукоположения и, следовательно, не имели официального статуса пресвитера или пастора. Так что мы находимся в одной лодке по этому вопросу, когда кажется странным, что в некоторых местах всё больше и чаще доверяют пасторское и пресвитерское служение женщинам.
Итак, давайте рассмотрим несколько аспектов. В Священном Писании часто упоминаются мужчины, такие как апостолы, священники народа Израиля во времена Ветхого Завета, большинство пророков и авторы библейских текстов. Тем не менее, это не означает, что там не было женщин. Например, мы можем вспомнить Девору, судью и пророчицу. Кто такой судья и что это за должность? После Моисея в народе Израильском судья был практически руководителем общества, особенно в периоды, когда в Израиле не было царя, как описано в книге Судей. Судьи время от времени исполняли роль того, кто руководит всей светской жизнью общества, в то время как духовной жизнью руководил первосвященник. Такой была Девора: она была судьёй, руководителем общества и пророчицей.
Далее, в истории Израиля мы находим женщин, которые значительно влияли на духовную и общественную жизнь народа. Например, Иезавель и Афалия, хотя и являются негативными персонажами, безусловно, играли важную роль в обществе. Впрочем, они, будучи негативными персонажами, возможно, не лучшие примеры для подражания.
Перед тем как Павел стал писать свои послания, книга "Деяния апостолов" описывает его деятельность. Эту книгу написал Лука, спутник Павла. В "Деяниях" упоминаются Акила и Прискилла, которые наставляли Аполлоса. Они были активными миссионерами и учителями. Интересно, что если Акила был мужчиной, то Прискилла — женщина. Почему они упомянуты вместе? Мое предположение заключается в том, что Прискилла могла быть даже более активной, иначе могли бы упомянуть только Акилу, указав, что он, мужчина, наставил другого мужчину. Возможно, Акила упомянут в этой истории для того, чтобы избежать общественных подозрений или недопониманий по поводу того, что женщина занимается с мужчиной один на один. Таким образом, присутствие ее мужа служило подтверждением, что все происходит в рамках социальных норм.
А вот дальше идет Фива, диакониса, которая была послана из Кенхрейской церкви в Рим с письмом. Диаконов и диаконисс было достаточно как тогда, так и сегодня. Диакониссы — это часть нашего общества, и женщины в служении, кажется, это вполне нормально. Вот только знаете, в чем проблема? Кем был апостол Павел? Апостол Павел часто упоминал себя как служителя. А что такое служитель в контексте Нового Завета? Иногда наши переводчики вносят свои интерпретации, и мы становимся зависимы от их субъективного взгляда. Если присмотреться, Павел на самом деле был диаконом, хотя и выступал как апостол, учитель и пророк. В Священном Писании о нем нигде не говорится, что он был пресвитером или что-то в этом роде. Так что если Павел был диаконом, а Фива также была диакониссой, не кажется ли вам, что ставить их на один уровень — это довольно вызывающе?
В Новом Завете есть упоминание апостола Юния. Одни читают это имя как Юнис, другие — как Юния. Это довольно спорный момент, так как в разных языках и переводах имя может звучать по-разному, но, скорее всего, это женское имя.
Теперь о пресвитерах. Слово "пресвитер" в греческом языке означает "старший". В современных переводах это слово иногда становится "elder" на английском или "старейшина" на русском, но суть остаётся той же. Интересно, что Павел пишет Тимофею о необходимости почитать старцев и стариц. В оригинале написано, что нужно почитать пресвитеров и пресвитериц. Из контекста кто-то пытается сказать, что старица — это престарелый человек, а пресвитер может быть молодым, но находиться на этой должности. А почему бы не сказать того же самого о старице как о пожилой женщине и о пресвитерше как о молодой женщине на должности старшей? Это зависит от того, как вы толкуете Священное Писание. Кроме того, где апостол Павел пишет о старицах, он упоминает, что вдовица для выбора на служение должна быть не младше шестидесяти лет, что может относиться и к старицам. Так есть старицы шестидесятилетние, а есть и помоложе.