Кана (тростниковый) - название следующих трех мест, упоминаемых в Священном Писании:
Нав. 16:8; 17:9; название потока, протекавшего по границе между коленами Ефремовым и Манассииным и впадавшего в Средиземное море между Кесариею и Иоппиею. Поток этот вероятно тот самый, который протекает в настоящее время чрез так называемую местность Вади-кана.
Нав. 19:28; город колена Асирова находившийся, как полагают, к ю.-в.
Кана Галилейская (Ин. 2:1; 4:46-54 и др.) - город, в котором Господь Иисус превратил воду в вино и где Он исцелил заочно сына царедворца Капернаумского (расстояние между Каною и Капернаумом 17 англ. миль; Ин. 4:46-54.) Затем на Кану указывает свят. евангел. Иоанн, как на место рождения Нафанаила (Ин.21:2), и далее об этом городе нигде не упоминается в священных новозаветных книгах. Кана Асирова, упоминаемая в Нав. 19:28, был совсем не тот город, что Кана Галилейская, так как первый город находился много далее на с. чем второй. В Галилее находились две Каны:
Кефр-Кана, селение лежащее на восток от Назарета, на пути из Назарета в Тивериаду
Кана-Эль-Джелил (Галилейская), селение, лежащее на пути от Акры в Назарет, на с. от последнего. Последняя-то и есть та самая Кана, которая упоминается в Евангелии от Иоанна.
Таковою и считалась она по самым древним преданиям, до начала 17 столетия, когда Римские католики из своих видов стали выдавать за Евангельскую Кану первое селение Кефр-Кану. Здесь путешественникам показывают развалины Греческой церкви, воздвигнутой, как говорят, над домом, в котором Спаситель совершил первое чудо, и здесь жителями доселе употребляются в домах каменные водоносы. Об этой Кане пишет известный отечественный путешественник 12-го века, игум. Даниил, следующее: "От Назарета до Каны Галилейска 7 верст; Кана Галилея есть село на людском пути. И ту обретохом Дружинину добру и многу, идущу в Акру."
Положение местности окрест Каны Галилейской очень красиво и привлекательно; но на самом месте Евангельского селения в настоящее время нет ничего особенного, кроме кучи полуразрушенных хижин.