Хананеи, или ханаане (Быт. 10:15-18;13:7;14:2 и др.)
первоначальные жители земли Ханаанской, поселившиеся прежде Израильтян в означенной земле, сыны и потомки Ханаана, сына Хамова, разделявшиеся по числу сынов его на 11 племен (Быт. 10:15-19). Состояние земли Ханаанской и Хананеев при Аврааме было далеко не то, что во времена Моисея. Земля при Аврааме была еще мало населена и застроена и пастушеские племена свободно переходили тогда с одного места на другое. Городов тогда еще было мало, как, например: Сихем, Хеврон, Луз, Сидон и т.д. Жители Сидона особенно выдавались между прочими народами земли Ханаанской своею торговлею, богатством и образованием (Нав. 11:8, Быт. 10:15, Суд. 1:31). Аморреи представляли наиболее сильный и воинственный народ.
Во время пребывания Евреев в Египте земля Ханаанская, вместе с ее различными обитателями, является в совершенно ином виде. В означенный период времени густота народонаселения усилилась и вся земля была занята многочисленными народами, которые были могущественнее Израильтян и потому временами представляли им сильное противодействие. В ней возникли тогда большие города, управлявшиеся самостоятельно, города ограниченные укрепленными стенами и воротами, со множеством боевых колесниц (Втор. 3:5, Нав. 17:16). В земле вообще процветало хлебопашество, виноделие и торговля (Втор. 6:10-11) Название города Кириаф-Сефер (ποις γραματείων - город писцов) показывает употребление в нем письмен.
Распавшись по времени на бесчисленные, не большие группы, Хананеи не имели над собою одного общего главы - царя, и гибли от взаимных междоусобий: так, например, в северных землях Ханаана, упоминается о 31-м царстве, а в книге Судей говорится о 70-ти царях Ханаанских, покоренных Адониседеком (Суд.1:7). К этому присоединялись еще языческие нравы и нечестие, языческое идолослужение, суеверие, волхвование и другие беззакония. Божествами их были: Ваал, Астарта, Дагон, Молох, Хамос, и в честь их насаждались рощи, воздвигались высоты, приносились жертвы, освящались самые пороки и беззакония. Мера беззаконий их теперь исполнилась (Быт. 15:16).
Вот почему Израильтянам даны были такие строгие законы против Хананеев. В силу их не должно было терпеть никаких язычников и идолопоклонников, всех Хананеев надобно было истребить, всякий союз с ними был воспрещен, а особенно браки с Хананейками. При сих столь строгих законах преимущественно имелось в виду предохранить Израильтян от их языческих нравов, обычаев, от их нечестия и идолослужения (Исх. 23:32; 34:15-16), за которые они и были осуждены Богом на истребление (Нав. 11:19-20)
Но Израильтяне относительно Хананеев не выполнили воли Божией. В некоторых местах Хананеи оставались долго не истребленными, как например, в коленах Ефремовом, Манассиином и др. Финикия и страна Ливанская почти не были покорены. Филистимляне были покорены долгое время спустя по завоевании Евреями земли Ханаанской. Покоренные жили вместе с Израильтянами и последние довольствовались иметь их своими данниками и союзниками, брали дочерей их себе в жены и своих дочерей отдавали за их сыновей, стали перенимать их языческие обычаи, участвовать вместе с ними в их языческом служении божествам и идолам.
Отсюда произошли для Израильтян величайшие бедствия, особенно во времена Судей, и только по мере своего обращения к Богу Израильтяне снова делались их победителями. Но Хананеи не были истреблены совершенно и во времена Судей. Во время завоевания земли Обетованной иные из них переселялись в Финикию и другие места и даже в Африку, где были Финикийские колонии. В самой Палестине они оставались и после времен Судей.
Во времена проророка Самуила об Аморреях говорится, что между ними и Израилем был мир (1Цар. 7:14). Иевусеев победил уже Давид и взял их крепость, но они не были совершенно истреблены и в это время (2Цар. 5:6-9, 2Цар. 24:16-24). Иоав, во время переписи, обходил города Хивеян и Хананеев в странах Тира и Сидона (2Цар. 24:6-7). Во времена Соломона Хананеи обитали в Газе (3Цар. 9:16). Соломон оставшихся от разных Ханаанских народов Хананеев сделал только оброчными работниками, не истребляя их (3Ца.р 9:20-21, 2Пар. 8:7-8). У Хеттеев были свои цари и во времена пророка Елисея (3Цар. 10:29, 4Цар. 7:6).
Во время плена Вавилонского все эти народы снова свободно распространялись по Иудее, и после возвращения Иудеев из плена посредством брачных союзов снова были искушением для Израильтян, но при Ездре виновные строго были обличены, незаконные браки расторгнуты и все Иудеи клятвенно обязались быть верными Богу в хранении всех Его заповедей (Езд. 9,10 ).
Ис. 23:8, Соф. 1:11, Иов. 40:25 и др. - Под именем Хананеев разумеются иногда купцы и торговцы вообще. Так как Ханаанская земля обнимала и северные Финикийские города и южные приморские земли, известные своею промышленностью и торговлею, то Хананеями не редко называются в Свящ. Писании торговцы, купцы, промышленники. Так, в указанных здесь местах в Еврейском тексте читается Ханаан или Хананеянин, а говорится о купцах и торговцах.