Херувим. Слово херувим встречается в первый раз в книге Бытия в следующих словах: "И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни" (Быт. 3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх. 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар. 6:27; 8:6-7; 2Пар. 3:10-13).
Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх. 25:18-22; 1Пет. 1:12).
В Псалмах Давида (Пс. 17:11; 79:2), у Ис. 37:15 и у других свящ. писателей (1Цар. 4:4; 2Цар. 6:2; 22:11; 4Цар. 19:15; 1Пар. 13:6-8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванглии от Иоанна говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс. 103:3-4; 17:11; Откр. 4:6-9; 5:11).
Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (Откр. 5:11-14; 7:11).Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (Евр. 9:5). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (Откр. 4:6-8; Иез. 28:14). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе место в ряду девяти чинов ангельских.