Мед (Втор. 32:13, Пс. 80:17). Моисей говорит, что Господь вознес свой народ на высоту земли и кормил произведениями полей и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы. Мед отделяется пчелами не из пищи, которою они питаются, но собирается ими только с пыли душистых цветов, которую они уносят в свои ульи и кладут в соты. Об обилии меда в стране Иудейской указывается во многих местах Священного Писания, равно как в сочинениях многих новейших путешественников. Палестина по истине была страною, текущею молоком и медом (Исх. 3:8,17).
Дикий мед, которым питался Иоанн Креститель в пустыне, по всей вероятности, был мед, собираемый в отверстиях скал и в древесных дуплах.
Иногда под словом мед разумеется та сахаристая жидкость, которая получается с виноградных гроздей и других медоносных растений и которая по Еврейски называется debbesh (2Пар. 31:5). По словам Д. Робинсона, лучшие кисти винограда сушатся как изюм, а прочие кладутся в пресс, выжимаются в нем и сок оных кипятят в каком либо сосуде, пока он не сделается сиропом. Этот сироп в большом употреблении между всеми классами, где только есть виноградники, как приправа к кушаньям. Он походит на патоку, но гораздо приятнее на вкус.
В некоторых частях Востока нередко встречается также особое дерево, с листьев и ветвей которого Арабы собирают в сосуды сладкую, употребляемую в пишу, жидкость, которая с первого раза очень походит на мед. Аллегорические указания священных писателей на мед и медовые соты по истине поразительны и прекрасны (Пс. 18:11, Прит. 5:3; 27:7).
Молоко и мед у древних народов, как в настоящее время у Бедуинов, составляли главную и ежедневную пищу. Масло и мед также упоминаются в Священном Писании между предметами пищи (2Цар. 17:29).
В южной Африке пчелы кладут свой мед на поверхности утесов и скал и для сохранности покрывают его темноватым воском. Этот воск от действия времени и погоды твердеет и делается как бы каменным. Путешественник делает на этой твердообразной массе надрез, и приложив к отверстию рот, высасывает жидкий мед в потребном для себя количестве (Втор. 32:13).
В приношениях Господу на жертвенник мед не допускался (Лев. 2:11), вероятно с целью сделать различие между религиозными обрядами Евреев и язычников, в жертвенных приношениях которых мед нередко занимал одно из главных и первых мест (Иез. 16:13-19).