Нафан (податель) - имя следующих лиц:
2Цар. 5:14 - один из сыновей царя Давида от Вирсавии и предок по прямой линии от Иисуса Христа (Лк. 3:31).
2Цар. 7:2-4; 12:1-25 и др. - пророк, занимавший видное положение в царствование Давида и Соломона и бывший по крайней мере в трех случаях непосредственным орудием сообщения между Богом и царем.
В первый раз упоминается о нем в связи с намерением Давида построить храм Господу, намерением которое пророк вначале горячо одобрил, но в последующее время по нарочитому повелению Божию не допустил его осуществить (2Цар. 7:1-17). Далее мы видим, что Господь возложил собственно на пр. Нафана обличить царя за содеянный им тяжкий грех относительно Урии и его жены.
Повествование, в котором описывается это обличение, несомненно может считаться одною из трогательнейших страниц священной истории, особенно по красоте притчи, в которой он очертил его грех (2Цар. 12:1-14). Устами Нафана были произнесены над Давидом строгое обличение в содеянном им грехе и суд Божий за оный, но его же устами произнесено было также и уверение в Божием прощении и знаменательное имя, данное младенцу Соломону Иедидиа (возлюбленный Богом), родившемуся от Вирсавии, что указывало на Божественную любовь и милость к нему (2Цар. 12:25).
Вероятно, вследствие сего обстоятельства Давид принимал особенное отеческое участие в Соломоне и в провозглашении его наследником престола перед своею смертью. По внушению того же пр. Нафана мать Соломона осмелилась напомнить умирающему царю о правах сына своего Соломона на престол и в силу ее ходатайства Давид не замедлил провозгласить его царем (3Цар. 1:8-40).
После сего о Нафане в Священном Писании не упоминается, но вероятно он жил долгое время и в царствование Соломона. В 2Пар. 9:29 прямо говорится, что он описал в своих записях деяния Соломоновы, как прежде того описал дела царя Давида (1Пар. 29:29).
Зах. 12:12 - пророк Захария, описывая раскаяние Иудеев и признание с их стороны распятого Мессии, упоминает о доме Нафана: "и будет рыдать, говорит он, племя дома Нафана." Разумеется ли здесь вышеупомянутый пр. Нафан, или другое какое лицо, решить трудно.
2Цар. 23:36 - отец Игала, из Цобы, одного из сильных царя Давида.
1Пар. 11:38 - брат Иоиля, одного из главных, воинов Давида, может быть лицо тождественное с вышеупомянутым.
3Цар. 4:5 - отец Азарии, начальник над приставниками царя Соломона.
1Пар. 2:36 - сын Аттая и отец Завада, из потомства Иуды.
Езд. 8:16; 10:39 - одно из лиц, посланных Ездрою после плена к начальствующему в местности Касифье, чтобы привести оттуда служителей для Дома Божия. Вероятно, то же самое лицо упоминается и в последней цитате.