Нееман (приятность, миловидность; 4Цар. 5:1-2)-Сирийский военачальник, современный пр. Елисею и обратившийся к нему с просьбою исцелить его от проказы, от которой он тяжко страдал. Удовольствия, которыми он пользовался при своем высоком положении, отравлялись этою чудовищною болезнью. Все средства для исцеления оной оказывались напрасными; и вот однажды одна служанка, пленная Израильтянка, жившая у него в доме, сказала жене Неемана: "если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его." Слова эти были переданы Нееману, а он пересказал царю. Царь дозволил ему отправиться в Самарию и послал с ним письмо к царю Израильскому, чтобы тот снял с него его проказу.
Такая странная просьба для царя Израильского, не владеющего даром врачевания, показалась ему предлогом к войне. "Он разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтоб умерщвлять и оживлять"? Пр. Елисей, услыхав об этом, велел позвать к себе Неемана.
Вельможа прибыл на конях и на колеснице своей остановился у входа в дом Елисея. Пророк выслал сказать ему: "поди омойся семь раз в Иордане и обновится тело твое у тебя и будешь чист." Такое отношение пророка к вельможе Сирийскому и такой по-видимому, пустой совет, простое врачевство показались Нееману обидным, он разгневался и сказал: "разве Авана и Фарфор, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? Разве бы я не мог омыться в них и очиститься"? Но слуги его подошли к нему и сказали: "ежели бы пророк велел тебе сделать что-либо трудное, неужели бы ты не сделал? А он тебе сказал только: омойся и очистишься." По совету благоразумных слуг, Нееман отправился на Иордан, окунулся в него семь раз, и тело его сделалось совершенно чистым.
Глубоко пораженный этим чудом, он предложил Елисею свои дары; но пророк, несмотря на все убеждения, ничего не принял. Тогда Нееман просил у пророка позволения взять с собою Еврейской земли, чтобы в Дамаске построить на ней жертвенник Богу Истинному, потому что он не будет более приносить жертвы другим богам, кроме Бога Израилева, и при этом просил пред пророком прощения у Господа в том, что он по обязанности своей, сопровождая царя в капище Риммона, должен был по необходимости преклоняться там вместе с царем, когда он повергается на землю пред идолом, опираясь на руку его. Пророк успокоил его: иди с миром, сказал он (4Цар. 5:1-19).
По Иудейскому преданию, Нееман был то самое лице, который в битве при Рамоф-Галааде случайно пущенною стрелою поразил на смерть Ахава. Быть может, на это именно событие и указывается в 4Цар. 5:1, следующею фразою: чрез него (т.е. Неемана) Господь дал победу Сирийцам. Господь дает нам видеть в Неемане человека истинно верующего, представляя его в пример для Израильтян своего времени. "Много было прокаженных в Израиле при пр. Елисее, говорит Господь, и ни один из них не очистился кроме Неемана Сириянина" (Лк. 4:27).