Прежде всего, хочу упомянуть, что я обладаю степенью магистра психологии в области библейского консультирования, что относится к христианской психологии. Обучение на христианского психолога дало мне глубокие знания в этой сфере. Слово "психология" означает науку о душе, и интересно, что Библия тоже может рассматриваться как учение о душе. Таким образом, существует нечто общее между ними.
Если задуматься о том, как и когда возникла психология, все дороги приведут нас к Зигмунду Фрейду. Он основал психоанализ в конце девятнадцатого века и считается родоначальником современной психологии. Исследуя сущность учения Зигмунда Фрейда, мы видим, что он разрабатывал свой психоанализ в противовес библейскому учению и церковному душепопечению. Это было сделано с целью предложить альтернативу религии как способу успокоения наших душевных проблем. Таким образом, психология изначально возникла как направление, несовместимое с религией.
Основой его психоанализа были понятия эго и суперэго, важность которых он подчеркивал, высвобождая их от оков совести, которую он видел как препятствие, вызывающее психологические расстройства. Фрейд особое внимание уделял человеческой сексуальности, утверждая, что многие проблемы проистекают из сексуальных подавлений. Согласно его теории, для достижения психологического благополучия человеку необходима сексуальная раскрепощенность. Таким образом, его учение ставило эго на первое место, считая подавление сексуальности корнем всех бед и свободу в этой сфере — ключом к счастью. Это в корне противоречит библейским учениям.
С течением времени, по мере того как психология укрепляла свои позиции в обществе, а церковь смягчала своё отношение к этой науке, все больше христиан начали интересоваться психологией, изучать её и даже становиться христианскими психологами. Это привело к смешению фрейдовских идей с христианскими подходами. Такие фигуры, как Карл Юнг, Карл Роджерс и другие, пытались интегрировать христианские элементы в различной степени.
Сегодня существует множество направлений в психологии, от чисто фрейдовских до ярко выраженных христианских, таких как ноутетическая психология Джея Адамса, которая строится исключительно на библейских принципах. Между этими крайностями лежит огромный спектр разнообразных подходов, которые могут быть описаны как гибридные, сочетающие элементы как психологии, так и христианства.
Некоторые из этих подходов лишь поверхностно христианские, сохраняя при этом множество светских элементов, несовместимых с христианством. Другие, напротив, маскируются под психологию, хотя на самом деле полностью основаны на библейских принципах душепопечения. Таким образом, вариативность христианских методик психологии весьма широка, и среди них можно встретить как те, что сохраняют верность христианским доктринам, так и те, что прибегают к психологическим теориям и практикам.
Когда мы говорим о христианских психологах, важно понимать, что психологи различаются. Встреча с психологом требует тщательной подготовки: нужно задать множество вопросов о применяемых им методиках и принципах. Поэтому нельзя однозначно сказать, что христианская психология — это плохо. Но точно можно утверждать, что каждого специалиста следует тщательно проверять.