Праздники (Лев. 23:2 и др.). В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом.
Важнейшие из них следующие:
Суббота - по выражению раввинов, царица праздников; установлено праздновать субботу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения.
Пасха и праздник опресноков, установленный в память избавления Евреев от плена и рабства Египетского.
Пятидесятница, называемая праздником седмиц и праздником жатвы, в 50-й день по Пасхе, установлена в память Синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные.
Праздник Труб, служивший началом нового Еврейского года, начинавшегося в первый день осеннего месяца тисри.
День Очищения - десятый день месяца тисри, праздник, в который первосвященник однажды в год входил в Святое Святых с кровью жертвенного животного и кропил над очистилищем для очищения грехов народа.
Праздник Кущей - в 15-й день седьмого месяца, в воспоминание странствования Евреев в пустыне, когда они, останавливаясь, жили в палатках.
Новомесячие. Начало каждого нового месяца возвещалось звуком труб и освящалось жертвоприношениями, что показывало Евреям, что Бог есть начало всего и что все к Нему должно возвращаться. Особенными празднествами для Евреев были:
Субботний год и и юбилей. Каждый седьмой год по закону Моисееву должен был считаться священным (Исх. 23:10-12). В этот год прекращалось земледелие, прощались долги должникам, всенародно читался закон, самородные плоды делались общим достоянием для всех по всей земле. Еще более торжественным и радостным празднеством для Евреев был год юбилейный, или пятидесятый (Лев. 25:8-13). Кроме того что предписывалось соблюдать относительно субботнего года, в юбилейный год объявлялась свобода на земле всем ее жителям, возвращались наследственные земли потерявшим их владельцам и проч.
Впоследствии к этим великим праздникам присоединены были еще следующие:
Праздник Пурим, в 14-й и 15-й день адара, установленный в память избавления евреев от гибели, уготованной им Аманом (Есф. 9:1-32).
Праздник Дровоношения, т.е. доставления дров для храма, установленный Неемиею (Неем. 10:34;13:31).
Праздник Обновления храма, установленный Иудою Маккавеем (1Мак. 4:59, Ин. 10:22).
Новозаветная Церковь издревле также имеет свои праздники. Главнейшие из них по своему началу восходят к самым временам апостольским, другие получили начало и образование свое в последующие времена.
Первый и древнейший праздник Церкви Христианской есть день воскресный, установленный в воспоминание воскресения Христова. Следы празднования его мы находим в самом Священном Писании. В книге Деяний Апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. Христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян. 20:7). У апостола и евангелиста Иоанна в Откровении также упоминается день недельный или воскресный (Откр. 1:10).
Важнейшие из этих праздников суть следующие: Пасха - праздник Воскресения Христова, праздник праздников и торжество из торжеств, предначатие вечного блаженства, особенно торжественно отправляющийся во славу страданий и воскресения Господа.