Притчи христовы (Мф. 13:3-23, Мк. 4:2-11, Лк. 8:4-18 и др.), т.е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание.
Иные притчи Он изъяснял особенно ученикам Своим наедине а самую большую часть оставлял без объяснения, чтобы овладеть вниманием слушающих и приучить их к размышлению, чтобы они к подобиям и предложенным примерам сами приноравливали истины веры и тайны царствия Божия, и таким образом, посредством чувственного, земного, сами разъяснили себе в возможных подробностях выше чувственное и небесное.
Образцы притчей встречаются иногда и в Ветхом Завете: так например первою притчею можно назвать притчу Иофама Сихемлянам о деревьях, желающих избрать себе царя (Суд. 9:7-20); затем притча Нафана к Давиду о богаче, отнявшем у бедняка единственную его овцу (2Цар. 12:1-9), притча Иоаса царя Израильского, обращенная к Амасии царю Иудейскому, о терне и кедре на Ливане, отличающаяся, несмотря на приточный характер, своим едким сарказмом.
Притчи Господа Иисуса Христа особенно отличаются своею простотою, естественностью и безыскусственностью. Видит например Он пред Собою засеянное поле и говорит о сеянии. Говорит к ученикам, которые большею частью были рыболовы, и предлагает притчу о рыбной ловле. Сидит за столом, и царствие Божие уподобляет большому пиру. Проходит мимо виноградных садов, и говорит о виноградной лозе и ветвях на лозе. Все у Него заимствовано из обыкновенной, окружающей нас природы, из круга учеников и их образа мыслей и занятий, из нравов и жизни народа, все соответствует обыкновенным понятиям и обыкновенному образу мыслей человеческих. Притчи Господа Иисуса Христа можно исчислить следующим образом:
Притча о сеятеле (Мф. 13:3-23, Мк. 4:3-8,14-20, Лк. 8:5-8,11-15).
О добром семени и о плевелах (Мф. 13:24-30,36-43).
О зерне горчичном (Мф. 13:31-32).
О закваске (Мф. 13:33).
О сокровище, скрытом на поле (Мф. 13:44).
О купце, ищущем хорошего жемчуга (Мф. 13:45-46).
О неводе, закинутом в море (Мф. 13:47-50).
О немилосердном должнике (Мф. 18:23-35).
О работниках в винограднике (Мф. 20:1-16).
О двух сыновьях (Мф. 21:28-31).
О злых виноградарях (Мф. 21:33-41, Мк. 12:1-9, Лк. 20:9-16).
О браке царского сына (Мф. 22:1-14).
О десяти девах (Мф. 25:1-13).
О талантах (Мф. 25:14-30).
О семени, возрастающем в земле неприметным образом (Мк. 4:26-29).
О двух должниках (Лк. 7:41-43).
О благодетельном Самарянине (Лк. 10:30-37).
О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга (Лк. 11:5-8).
О любостяжательном богаче, у которого был большой урожай в поле (Лк. 12:16-21).
О неплодной смоковнице в винограднике (Лк. 13:6-9).
О званных на большой ужин (Лк. 14:16-24).
О заблудившейся овце (Мф. 18:12-14, Лк. 15:3-7).
О потерянной драхме (Лк. 15:8-10).
О блудном сыне (Лк. 15:11-32).
О неверном домоправителе (Лк. 16:1-9).
О богатом и Лазаре (Лк. 16:19-31).
О работнике пришедшем с поля (Лк.17:7-10).
О неправедном судии (Лк. 18:1-8).
О фарисее и мытаре (Лк. 18:9-44).
О десяти минах (Лк. 19:11-27).
О добром пастыре и наемнике (Ин. 10:1-16).
Кроме этих притчей в Новом Завете встречаются другие краткие части учения Христова, изложенные приточным языком, как например о человеке благоразумном, построившем дом свой на камне и о безрассудном воздвигшем дом свой на песке (Мф. 7:24-27, Лк. 6:47-49), о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мф. 9:16-17), о женихе и сынах брака (Мф. 9:15), и некоторые другие.
Наибольшею своею трогательностью и назидательностью отличаются притчи о благодетельном Самарянине, заблудшем сыне, о десяти девах, о богаче и Лазаре и проч.