Отвечает
Библейская энциклопедия

Самаряне, раскол самарянский (4Цар. 17:29). Название это в Новом Завете прилагается к тому народу, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Выселив Израильское население, он послал в их землю колонии из своих собственных подданных. Сии последние смешались между собою и вступали в браки с дочерьми оставшихся Израильтян, хотя очень немногочисленных. Вступивши в брак, Самаряне боялись Иеговы и вместе с тем служили своим собственным богам, воображая, что Иегова есть только охранительное божество и желая сообразоваться во всем с языческими обычаями своей страны.

По мнению других, Сямаряне были вполне язычниками, что их страна была совершенно особенная от обитателей Ассирийского монарха и что Самаряне произошли от этих языческих колонистов.

В Евангелии от Матфей 10:5 , Самаряне совершенно отличаются как от Иудеев, так и от язычников. Их характер вполне сходствовал с их происхождением: так например они выпросили себе на жительство Иудейского священника, который вероятно принес им Пятикнижие Моисееве, но при всем этом они делали себе языческих идолов. Когда они обратились к Зоровавелю с просьбою соединиться с Иудеями в построении храма, то они не указывали на свое Израильское происхождение (Езд. 4:2). В своем послании к Артаксерксу против Иудеев они по-видимому указывали на свое языческое происхождение (Езд. 4:9-10).

Когда Александр оказал покровительство Иудеям, то они утверждали, что были сами Иудеи и требовали себе равных с ними привилегий; но когда Антиох преследовал Иудеев, то Самаряне отвергали всякую связь с ними и выдавали себя за Сидонян. Это сомнительное происхождение, враждебность к Евреям, настойчиво заявляемое ими пред Персидским царем, их отделение от Иудеев, вместе и богопочитание и сооружение ими своего известного храма на горе Гаризим (Лк. 9:52-53, Ин. 4:20,21) делали вражду между Самарянами и Иудеями почти ожесточенною (Мф. 10:5, Ин. 4:9), так что самое название Самарянин считалось у Иудеев бранным и презрительным словом (Ин. 8:48).

Самаряне ожидали Мессию (Ин 4:48) и многие из них последовали Христу (Деян. 8:1; 9:31; 15:3).

Небольшая часть этого древнего народа существует еще доселе и их посещали многие новейшие путешественники. Они показывают путешественникам список Пятикнижия Моисеева, написанный за 3460 лет до Р.Х. Авишуем, сыном Финееса. Некоторые списки Самарянского Пятикнижия первоначально были привезены в Европу путешественником Delia Valle в 1616 году, другие же были доставлены на счет архиепископа Ucher. В Самарии и в Наблусе (древнем Сихеме) есть еще и доселе небольшое общество, которое строго держится Самарянского учения, сохраняя, как святыню, Самаританские манускрипты, писанные на Еврейском и Халдейском языке, буквами похожими на Ефиопские, содержащие в себе, кроме Пятикнижия Моисеева, книгу Иисуса со многими вымыслами и прибавлениями. Есть там у них большая синагога, в которой может помещаться все их общество. Они утверждают, что доселе есть их единоверцы в Париже и в других местах Европы, но несмотря на то и эта немногочисленная колония Самарян в настоящее время быстро уничтожается.

2
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Луна?
Спрашивает
Аноним
Луна (Нав. 10:12,13, Быт. 37:9), или меньшее светило (Быт. 1:16) - есть планета, обращающаяся вокруг земли (спутник земли) и светящаяся светом, заимствованным от солнца. Среднее расстояние луны от земли полагают около 51,800 геогр. миль. Если смотреть на луну в хороший телескоп, то поверхность оной ... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Езер?
Спрашивает
Аноним
Езер (помощь, заступление) - имя 5 лиц, упоминаемых в 1Паралипоменон и в Неемии. 1Пар. 4:4 - отец Хуша, из рода Иуды. 1Пар. 7:21 - из сынов Ефрема, убитых жителями Гефа. 1Пар. 12:9 - один из Гадитян, перешедших к Давиду в укреплении в пустыне. Неем. 3:19 - одно из лиц, чинивших Иерусалимскую ... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Киттим, киттийский (Дан. 11:30). Киттим, один из сынов Иавана и внук Иафета. Его потомки, по свидетельству Иосифа Флавия, переселились из Финикии на о. Кипр. Вероятно, означенное название первоначально прилагалось к о. Кипру, но затем обратилось в общее название приморских стран и островов Средиземн... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Савия?
Спрашивает
Аноним
Савия (2Езд. 5:34) - из сынов рабов Соломоновых. В Езд. 2:57 и у Неем. 7:59 читается: Похереф-Гацеваим, или Гаццебайим.... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Иесваал?
Спрашивает
Аноним
Иесваал (народ возвратится; 1Пар. 11:11) - один из военачальников Давидовых, отличавшихся своею силою и ловкостью. Он, как кажется, то же самое лицо, что Иошавам, Кореянин (1Пар.12:6) и Иашовам, сын Завдиилов (1Пар.27:2) присоединившийся к Давиду в Секелаге. Замечательнейшим его подвигом было избиен... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Гас?
Спрашивает
Аноним
Гас. см. 2Езд. 5:34, где сыны Гаса упоминаются в числе служителей при храме, возвратившихся из Вавилона в Иудею.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Беер?
Спрашивает
Аноним
Беер (кладезь) название двух местностей: Суд. 9:21 - город между Иерусалимом и Сихемом, в который убежал Иофам, сын Гедеона, спасаясь от брата своего Авимелеха. Ныне это запустевшее селение: Эль-Бирех, в 4-х часах пути к ю.-з. от Иерусалима. Чис. 21:16-18 - одна из последних станций Израильтян на... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Армагеддон?
Спрашивает
Аноним
Армагеддон (Откр. 16:16; вершина Мегиддо) - город при подножии горы Кармил, получивший известность, как место кровавых битв и умерщвления Иосии (4Цар. 23:29, Суд. 5:19). Название означенного города вследствие прежней истории и событий оного употребляется также в Откровении св. Иоанна, как символичес... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Макрон?
Спрашивает
Аноним
Макрон (2Мак. 10:12) - прозвание главного военачальника Келе-Сирии и Финикии, Птоломея, в царствование Антиоха Епифана и Евпатора.... Читать далее
0
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Реха?
Спрашивает
Аноним
Реха (обширный, пространный; 1Пар. 4:12) - это слово встречается только однажды в указанной цитате, может быть, как название известной местности, положение которой однако неизвестно.... Читать далее
3