Саранча (Наум 3:15; Мф. 3:4; Откр. 9:3-7 и др.) - насекомое, принадлежащее к разряду прыгающих, прямокрылых и травоядных; плодятся в бесчисленном множестве и отличается своею прожорливостью и потому считается одним из самых ужасных бичей Божиих на Востоке.
Восьмая казнь, посланная Богом на Фараона, царя Египетского, была в виде саранчи (Исх. 10:4-15; Пс. 77:46). "У саранчи нет царя, говорит Премудрый, но выступает вся она стройно" (Прит. 30:27), а в Откр.9:7 она уподобляется коням, уготовленным на войну.
В Свящ. Писании часто указывается на саранчу, как на особенное орудие Божественного гнева (Втор. 28:38-42; 3Цар. 8:37; 2Пар. 6:28).
Даже самые язычники смотрели на саранчу, как на страшное наказание Божие. Плиний свидетельствует, что в саранче обнаруживается сильное проявление гнева богов. Своею бесчисленностью, говорит он, саранча затемняет солнце, и народы всегда смотрели на нее с беспокойным волнением и страшным ожиданием; сила ее неутомима, так что она переплывает океаны и всюду наполняет собою громадные поля и рощи. Она покрывает ужасными тучами жатву и окончательно пожирает оную. Самое прикосновение ее к плодам земным действует разрушительно и гибельно на них.
Саранча, по закону Моисееву, считалась чистым животным, как насекомое имеющее голени выше ног (Лев. 11:21) и могло быть употребляемо в пищу. Некоторые виды саранчи доселе употребляются в пищу на Востоке и даже считаются лакомым кушаньем, особенно, если хорошо приготовлены. Бедуины сушат ее и толкут с солью большими кусками, которые носят в кожаных мешках, употребляя в пищу по мере надобности; впрочем в общем вкус ее противен и питательность незначительна.
Саранчою питался и Иоанн Креститель в пустыне (Мф. 3:4; Мк. 1:6). Что древние ценили саранчу, как вкусное, лакомое кушанье, это показывают резные изображения на стенах развалин дворца Сеннахерима в Куюнджуке, где между разными служителями, принесшими к царскому столу всякого рода плоды, цветы, и проч., находятся и несущие высушенную саранчу, укрепив ее на жезлах.