Светильники, лампады у Евреев были двух родов: 1, для религиозного, 2, для домашнего употребления.
Первым представляется золотой седмисвещный светильник в святилище храма (Исх. 25:31-37), весь чеканный из чистого золота. Из него выходили стебель посредине и шесть ветвей из боков его по три с каждой стороны. К этому светильнику сделаны были семь лампад со светильниками, которые должны были гореть день и ночь, во всякое время (Исх. 27:20). В храме Соломоновом было 10 светильников: 5 к востоку и 5 к западу, все из золота и с цветами (3Цар. 7:49). Во время завоевания Иудеи и Иерусалима Халдеями они взяты были в Вавилон (Иер. 52:10). Они служат символом водительства Божия. "Ты, Господи светильник мой, восклицает царе пророк Давид (2Цар. 22:29), и по истинно прекрасной метафоре, слово Божие называется им светильником. "Слово, Твое, говорит он в другом месте светильник ноге моей (Пс. 118:105). Св. Иоанн Креститель Господень называется светильником горящим и светящим. Св. Ап. Петр говорит о светильнике, сияющем в темном месте (2Пет. 1:19).
Светильники, употреблявшиеся для домашнего употребления, были различных форм. Их обыкновенно наполняли оливковым маслом и светильня в них делалась из льна. Кроме того были в употреблении светильники для освящения в дверях домов, - это были не что иное, как железные горшки, или кувшины, наполненные оливковым маслом с плавающею льняною светильнею (Суд. 7:16-20); были в употреблении и просто куски льна, вложенные в отверстие медного светильника, который держали обыкновенно в одной руке, а другою поливали лен из сосуда оливковым маслом, с тем чтобы он ярче горел. Эти светильники обычно употреблялись при брачных торжествах (Мф. 25:1), впрочем они более походили на факелы, чем на лампады.