Содержание Библии22 сентября 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Виноград?
Спрашивает
Аноним

Виноград, виноградник, вино (Числ. 16:14; Ис. 7:23; Исх. 22:4; Иез. 28:26 и друг.) Виноградники и добываемое из них вино всегда высоко ценились в каждой стране. В первый раз о них упоминается в кн. Бытия (Быт.9:20), в истории патр. Ноя. Это место св. Писания указывает на то, что возделывание винограда было неизвестно до потопа. Дикие виноградные лозы до сих пор растут Армении, в Араратской области. Уже в первобытные времена культура винограда достигла некоторой степени развития. В повествованиях о Мелхиседеке, который вынес хлеб и вино на встречу Аврааму; о Лоте, которого дочери напоили вином, о престарелом Исааке, которому сыновья его Иаков и Исав предложили в пищу хлеб, дичь и вино; в пророчестве умирающего Иакова и в книге Иова мы находим самые ранние указания на вино, как на общераспространенный напиток (Быт. 14:18; 19:32; 27:25; 49:12; Иов.1318; Прит. 23:30; Ис. 5:11).

Виноградники вообще разбивались на горах и крутых утесах (Иер. 31:5), на которых иногда ставили стены для укрепления почвы. Способы посадки лоз были различны, но самой обычной - посредством отводков. Они обыкновенно разрастались скоро и густо, подобно смоковницам. Потому-то приточное выражение сидеть под своей виноградной лозой и под своей смоковницей (Мих. 4:4) служит эмблемой домашнего мира и спокойствия. Такие виноградники находились в Хевроне и давали виноградные кисти иногда весом в 10 фунтов. Известно, что еврейские соглядатаи одну виноградную кисть несли вдвоем на шесте по причине ее тяжести. Да и в настоящее время в Палестине можно видеть такие виноградные кисти, весом по 12 фунтов ягоды которых походят на сливы. Часто виноградные лозы вились по бокам и внутри дома (Пс. 127:3).

Виноградники окружались оградой или стеной для защиты от нападения полевых диких зверей. В виноградных содах строилась также сторожевая башня (или столб), на котором помещался страх для надзора (Мф. 21:33). Евреи столько же заботились о своих виноградниках, сколько и о своих нивах. Пророк Исаия, предсказывая нашествие ассириян, говорит: И будет в тот день на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник (Ис.7:23). Будущие бедствия он так представляет: Плачет сок грозда; болит виноградная лоза, воздыхают все веселившиеся сердцем (Ис.24:7). Пророк Захария пророчествуя о наступающем благосостоянии еврейского народа, восклицает: Посев будет в мире, виноградная лоза даст плод свой (Зах.8:12).

Что касается способа обработки виноградников, то он был очень несложен: раз или два в году виноградники вспахивали, чтобы разрыхлить почву и очистить от сорных трав, камни выбрасывались, а побегам давалось надлежащее направление (Ис. 5:2). Виноградари и стражи составляли особый класс рабочих (4 Цар. 25:12). Обычный сбор винограда в Сирии начинается в половине сентября и продолжается около двух месяцев (Лев. 26:5, Амос 9:13). Впрочем созревшие виноградные лозы можно встретить в Палестине даже в июне и июле, хотя общий сбор начинается с сентября.

Время собирания винограда, как и время жатвы, были в Палестине радостным и веселым временем (Суд. 9:27, Ис. 16:9). Гроздья снимались с песнями, потом бросались в точила или тиски для выжимания сока, находившиеся в каждом винограднике. Хотя топтание винограда в точиле работа довольно тяжелая и нечистая (т.к. обрызгивается одежда), тем не менее евреи считали ее самым веселым трудом. Пелись песни, играла музыка, топчущие иногда испускали радостные клики (Иер. 25:30; 48:32-33). Виноградный сок вливался прямо в новые мехи (мешки из кожи животных) или в другие сосуды, хранимые обыкновенно в ямах, выратых в земле или в особых кладовых. Влитое в сосуды вино сначала кипит как бы от сильного жара, так что и отлично приготовленные мехи и сосуды иногда разрываются от сильного брожения оного (Мф. 9:17). Для улучшения вина, достаточно уже перебродившегося. Евреи переливали его из одного меха в другой (Иер. 48:11), и при этом иногда приправляли оное различными благовониями. Ароматное вино (Песн. 7:3) употреблялось обыкновенно во время пиршеств и отличалось особенною крепостью. Из высушенных виноградных ягод делали изюм (1Цар. 30:12, 2Цар. 16:1), и в настоящее время изготовляемый в большом количестве в Сирии, особенно в Дамаске.

Виноделие в древности было распространено по всей Палестине, но в настоящее время во многих местах оно почти исчезло и не составляет более значительного промысла, хотя доселе еще ежедневно привозится множество винограда из предместий Иерусалима и других городов, особенно из Хеврона. Вино виноградников, растущих на горах Ливана, доселе пользуется большою и заслуженною славою. Относительно действия вина (по Евр яин) на организм человеческий в Священном Писании ему усвояются: блестящие очи (Быт. 49:12), необузданный язык (Прит. 21:1), возбуждение духа (Прит. 31:6), потеря ума (Ос. 4:11), превратное суждение (Прит. 31:1) и болезни (Ос. 7:5).

В Священном Писании виноградные лозы и виноград очень часто служили для иносказательных выражений. Так например Иаков в благословении своем Иуде предсказал: "он привязывает к виноградной лозе, осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое" (Быт. 49:11-12), чем указывалось на изобилие винограда -в земле Обетованной. Виноградная лоза, прекраснейшее произведение природы, считалась у Иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Потому в книгах пророческих Иудея и иудейская Церковь уподобляются великой виноградной лозе, украшенной, превосходнейшими плодами, насажденной и хранимой самим Богом (Иер. 2:21, Пс. 79:9). Сам Бог был виноградарем, Израиль виноградником, а каждый истинный израильтянин (особенно же князья и начальники народа) его ветвями. Непокорность народа, его растление и развращение сравниваются с диким и чуждым виноградом, производящим вредные и даже ядовитые плоды (Ис. 5:2, Иер. 2:21). "Виноград их (т.е. Непокорных израильтян), говорит Моисей в своей обличительной песни (Втор. 32:29-33), от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их - ягоды ядовитые; грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов." Изображая внутреннее духовное и теснейшее единение верующих с Собою, сам Господь называет Себя виноградною лозою "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь" (Ин. 15:1-6) и под видом хлеба и вина (виноградного). Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей (Мф. 26:26-28 и др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.

2
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Анафема, маран-афа (1Кор. 16:22) - Сирийское восклицание, значащее: да, будет отлучен до пришествия Господа. Сими словами Иудеи начинали суровый приговор крайнего отлучения, и силою означенных слов виновный не только отлучался из среды их, но уже обрекался, на сколько это было возможно, на конечную ... Читать далее
95
Содержание Библии31 октября 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Фут, Футийцы, Фудяне: Быт. 10:6 - один из четырех сынов Хама. Иер. 46:9, Иудиф. 2:23 - страна и народ обитавший в Африке. О последнем упоминается в книгах пророк Иеремия 46:9, Иезекииль 27:10 и Наум 3:9. По господствующему мнению. Футийцы принимаются за народ, обитавший в Северной Африке, к з. от... Читать далее
1
Содержание Библии29 октября 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Осия пророк?
Спрашивает
Аноним
Осия пророк сын Беерия.(Ос. 1:1; Рим. 9:25; 1Пет. 2:10) Все что нам известно об означенном лице заключается в следующем: он был одним из меньших пророков, сыном Беерия, и что слово Господне было к нему во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и Иеровоама II, царя Израильского. По свидете... Читать далее
1
Содержание Библии29 октября 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Гило?
Спрашивает
Аноним
Гило (открывающий; Нав. 15:61) - город колена Иудина, место рождения и жительства Ахитофела, советника Давида (2Цар. 15:12), в котором он и совершил самоубийство (2Цар. 17:23). Положение Гило до сих пор точно не определено, хотя в книге Ис Нав. этот город и упоминается вместе с другими к ю. или ю.-з... Читать далее
1
Содержание Библии29 октября 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Соли завет?
Спрашивает
Аноним
Соли завет (Чис. 18:19, 2Пар. 13:5). Так как соль предохраняет от гниения и разложения, то было в обычае при утверждении торжественных договоров подавать сосуд с солью, из которого бывшие при сем лица ели и брали по несколько зерен оной. Посему-то твердый и нерасторжимый союз называется заветом соли... Читать далее
1
Содержание Библии29 октября 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Матри?
Спрашивает
Аноним
Матри (дождливый; 1Цар. 10:21)-лицо из колена Вениаминова, из которого происходил Саул.... Читать далее
1
Содержание Библии29 октября 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Аристовул?
Спрашивает
Аноним
Аристовул (превосходный советник) - имя следующих лиц: 2Мак. 1:10 - сын и преемник Иоанна Гиркана; Аристовул II, сын царя Александра Ианнея, брата Аристовула I, ведший междоусобную войну с братом своим Гирканом за право на престол Иудейский, и через то повергший Иудею во власть Римлян (за 64 г. ... Читать далее
1
Содержание Библии29 октября 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Анаф?
Спрашивает
Аноним
Анаф (ответ на молитву; Судей 3:30) - отец Самегара, судии Израильского, избившего шесть сот человек Филистимлян рожном, которым погоняют волов.... Читать далее
1
Содержание Библии29 октября 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Беф-анаф?
Спрашивает
Аноним
Беф-анаф (дом ответа; Нав. 19:38, Суд. 1:33) - город в колене Неффалимовом, которое впрочем не могло изгнать древних городских жителей оного, Хананеев. По Евсевию, он назывался прежде Ватанея, находился в 15-ти римск. милях к в. от Кесарии (Диокесарии), и славился врачебно-целебными источниками. Теп... Читать далее
1
Содержание Библии29 октября 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Фут?
Спрашивает
Аноним
Фут см. Меры длины. ... Читать далее
1