Содержание Библии12 февраля 2024
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Война, войско?
Спрашивает
Аноним

Война, войско. О войне, вооружении и воинах впервые упоминается в книге Быт.14:14-15. Авраам, услышав, что Лот, сродник его, взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать и преследовал неприятелей до Дана, "И разделившись напал на них ночью... и поразил их," так гласит книга Бытия. Из сего явствует, что Авраам имел в своем распоряжении отряд мужей, приспособленных к военному делу, и что сам он в означенном деле выказал сколько мужество, столько же и военную практику.

У Евреев каждый мужчина свыше 20 лет делался воином (Чис. 1:3).

В 2Пар. 13:3; 11:1; 17:14-18 и др. мы читаем о громадной численности войск, содержавшихся в пределах Палестины во времена царей. Принимая во внимание качество боевых орудий и нравы древних, можно без преувеличения сказать, что войны Евреев были по истине жестоки и убийственны. Число убитых в сражениях часто простиралось до громадной цифры, иногда до 500,000 человек (2Пар. 13:17), причем павшие герои и полководцы оплакивались всем войском и торжественно погребались (2Цар. 3:31). На встречу возвращающемуся победителю обычно выходил народ и особенно женщины с пением, хороводною пляскою и игрою на музыкальных инструментах (Суд. 11:34, 1Цар. 18:6).

Хотя военное искусство у Евреев было сравнительно просто, но несмотря на то, ими придумывались и практиковались различные остроумные воинские хитрости и приспособления. В то время, как по большей части и в настоящее время, врагов поражали и устрашали неожиданным разъединением сил, засадами и фальшивыми отступлениями (Быт. 14:15, Нав. 8:12, Суд. 20:36-39, 4Цар. 7:12). До изобретения огнестрельных орудий находили необходимым прибегать к помощи различных легких и тяжелых стенобитных орудий, из которых бросали большие камни и другие разрушительные снаряды. В конце IX или в начале VIII столетия до Р.Х. Озия придумал в Иерусалиме особые машины, которые ставились на башнях и углах для метания стрел и больших камней (2Пар. 26:15). Они очевидно походили на стенобитные машины, которыми впоследствии времени пользовались Греки и Римляне. В числе оных первое место занимал так называемый таран. Он был ничто иное как длинное бревно из твердого дерева, обыкновенно дубового, и служил для пролома стен; конец его, которым наносился стенобитный удар, был обложен толстым куском железа или меди, сделанным на подобие бараньей головы; иногда на самом конце тараны сильно заострялись. Эти громадные стенобитные орудия воины сначала носили на своих плечах, и затем ударяли ими в стены; впоследствии же их стали возить на колесницах и, наконец, их прикрепляли к тяжелым железным цепям, так что для удара не требовалось много усилий со стороны нападающих. Воины, управляющие тараном, находились под прикрытием, сделанным в виде кровли из сырого и твердого материала, для защиты от огня и орудий со стороны осаждаемых. Нередко также употреблялась на войне стенобитная машина, которая приводилась в действие посредством веревок. Нужно думать, что Хусий указывает именно на подобную машину, когда сказал Авессалому: А если он (т.е. Давид) войдет в какой либо город, то весь Израиль принесет к тому городу веревки и мы стащим его в реку, так что не останется ни одного камешка (2Цар. 17:13).

Впрочем подобное осадное орудие только тогда могло быть страшно, когда городские стены оказывались плохими и ветхими и их слабо защищали, и тем давали осаждающим возможность посредством стенобитных орудий открыть в стене брешь, нужный для них пролом или проход в осажденный город и разрушить окончательно испорченные проломом стены. Но страшнее таранов во время войн были воинские железные колесницы (Исх. 14:7, Втор. 20:1, Нав. 17:16, Суд. 4:3). Их обычно употребляли во время войны всюду, где только находились лошади и всадники - кавалерия (2Цар. 10:18, 1Пар. 18:4, 2Пар. 12:3; 14:9). При укреплениях прежде всего обращалось внимание на стены и башни, которые охранялись так называемыми охранными войсками (2Цар. 8:6).

Во время осад еврейскому войску воспрещалось портить или уничтожать плодовые деревья, кроме не приносящих ничего в пищу, что, конечно, могло развивать дух хищничества и деморализацию в войске (Втор. 20:19).

Что касается воинских приготовлений пред вступлением в битву, то, к сожалению, мы имеем мало точных сведений относительно их, хотя в книге пророка Иеремии и содержится несколько общих указаний по сему предмету (Иер. 46:3-4). У всех древних народов было в обычае пред вступлением в сражение подкреплять себя пищею для того, чтобы придать себе бодрость и силу. Воины, и особенно начальники, выстраивались в ряды в лучших своих воинских доспехах, за исключением тех случаев, когда оказывалось нужным переодеванье (3Цар. 22:30). Из многих мест Священного Писания видно, что разделение войск на отряды считалось обычным, как в настоящее время (Быт. 14:15, Суд. 7:16, 1Цар. 11:11). Наиболее употребительное разделение войск было на пятидесятки, сотни и тысячи, и каждый из сих отделов имел своего особого предводителя (Суд. 20:10, 1Цар. 8:12, 4Цар. 11:4). Пред началом битвы робкий, и боязливый воин отсылался домой, дабы он не сделал робкими сердца братьев своих (Втор. 20:8). Этот древний обычай доселе еще сохраняется неприкосновенным в Персии.

У Евреев отряды войска имели некоторое отношение к известным поколениям, и находились под командой глав поколений, в качестве офицеров (2Пар. 25:5; 26:12). Тысяченачальники и сотники допускались к участию в военных советах (1Пар. 13:1). При войсках, кроме военачальников и других военных чинов, находились также писцы, дееписатели и составители переписи (3Цар. 4:4, 1Пар. 18:15-16). В словах пр. Исаии: где осматривающий башни? (Ис. 33:18), не без основания можно видеть указание на то, что в Еврейском войске состояли также начальники, обыкновенно называемые у нас военными инженерами. При Давиде войско в 288,000 человек разделялось на 12 дивизий, из которых в каждой находилось по 24,000 воинов, и каждый корпус имел своего военачальника (1Пар. 27:14-19). При Иосафате это деление было несколько изменено и оставалось только 5 неравных корпусов при таковом же числе военачальников (2Пар. 17:14-19.). В когорте находилось 500 или 600 человек, а в легионе 10 когорт. Легкие войска снабжались легким оружием: луком и стрелами, которыми они пользовались в некотором расстоянии от неприятеля, а тяжеловооруженные имели при себе щит и копье (1Пар. 12:24). Легкие войска набирались преимущественно из колена Вениаминова (2Пар. 14:8). Цари и военачальники имели своих оруженосцев, выбираемых из храбрейших воинов, или же из лиц приближенных, которые не только носили их оружие, но и стояли за ними во время сражений, исполняя и передавая их приказания (1Цар. 31:4).

Войска возбуждались к храбрости и мужеству напутственными словами священников, на которых лежала обязанность обращаться к ним с речью перед началом битвы. Такова была заповедь Моисея: "когда же приступаешь к битве, тогда пусть подойдет священник и говорит народу" (Втор. 20:2).

В позднейшие времена сами цари имели обыкновение обращаться к войскам с напутственною речью, как например царь Авия (2Пар. 13:4). Наконец, быть может, по принесении жертв, трубили тревогу из священных серебряных труб (Чис. 10:9,10, 2Пар. 13:12-14).

У Греков в позднейшее время было в обычае, когда они находились в близком расстоянии от неприятеля, затягивать воинскую песнь, что было, вероятно, прежде в употреблении и у Евреев, только они пели не воинскую песнь, а славословие Господу. Поставленные Иосафатом певцы, выступая впереди вооруженных в благолепии святыни, пред началом сражения славословили и говорили: Славьте Господа, ибо во век милость Его (2Пар. 20:21), затем следовали воинские крики, которые у Римлян сопровождались сильным бряцанием копий и щитов, ударяемых одно о другое. Один громогласный воинский крик, несомненно, хорошо известен всем читателям Библии, именно следующий: меч Господа и Гедеона (Суд. 7:18).

Воинские крики пред вступлением в бой были общими на востоке, что видим, как например у Турок, даже и в настоящее время. На означенную воинскую тревогу или воинские крики неоднократно указывается в Священном Писании (1Цар. 17:52, 2Пар. 13:15, Иов. 39:25, Иер. 4:19). Частые образные указания в Священном Писании на воинское искусство и оружие ясны для каждого и без пояснения.

1
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Иоанна Евангелие?
Спрашивает
Аноним
Иоанна Евангелие состоящее из 21 главы, составляет четвертую книгу Нового Завета из разряда законоположительных. Многие думают, что оно было написано около 18 г. по Р.Х. в Ефесе, в Малой Азии. Главная цель написания оного состоят в том, чтобы те для которых оно написано уверовали, что Иисус есть Хри... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Доданим?
Спрашивает
Аноним
Доданим (Быт. 10:4, 1Пар. 1:7) - название города, считаемого за потомков Иавана сына Иафета, следовательно, Ионической расы. Вследствие сходства сего названия с Додоной, местом, в котором находилось древнее прорицалище Зевса (Юпитера) в Епире, некоторые думают, что обитателями означенной страны были... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Макрон?
Спрашивает
Аноним
Макрон (2Мак 10:12) - прозвание главного военачальника Келе-Сирии и Финикии, Птоломея, в царствование Антиоха Епифана и Евпатора.... Читать далее
0
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Саул?
Спрашивает
Аноним
Саул (выпрошенный, вымоленный) - имя нескольких лиц, упоминаемых в Священных книгах Ветхого Завета. Быт. 36:37-38 - князь Идумейский из Реховофа, что при реке, вероятно Евфрате. Быт. 46:10 - из сынов Симеона, сына патр. Иакова, сына Хананеянки. От упомянутого здесь Саула происходило поколение Сау... Читать далее
1
Отвечает
Александр Луцив
Судьи 9:9-15 говорящие деревья? Судьи 11:30-39 человеческое жертвоприношение? Как это объяснить?!

Интересуют вопросы по книге Судей. Судьи 9:9-15 говорящие деревья? Как это объяснить? Каким образом деревья заговорили. Ещё вопрос, Судьи 11:30-39 человеческое жертвоприношение? Иеффай получается принёс свою дочь на всесожжение? Но ведь в жертву приносили только животных!

Спрашивает
Олег
Мир вам Олег! В первом отрывке Суд. 9:9-15. Здесь Иофам рассказывает притчу иносказательно для обличения убийства своих братьев Авимелехом и его приспешниками. Поэтому деревья здесь в реальности не разговаривают - это есть притча. А во втором отрывке да действительно есть предположение и не безосн... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Носильный одр или носилки (Песн. 3:9)- дорогое седалище с балдахином, на каком носили знатных лиц во время их парадных, выходов.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Гадер?
Спрашивает
Аноним
Гадер (башня; Быт. 35:21) - вероятно была сторожевою башнею, упоминается в Библии как первое место, на котором остановился Иаков на пути из Вефиля в Вифлеем (ст. 16). Здесь же скончалась Рахиль после трудных родов Вениамина (Быт. 36:16-20). Башня Гадер находилась близ Вифлеема, по свидетельству Иеро... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Беф-цур?
Спрашивает
Аноним
Беф-цур (дом скалы; Нав. 15:58) - город колена Иудина, с селениями, от него зависящими. Ровоам возобновил и укрепил этот город (2Пар. 11:5-7). Название сего города упоминается и после плена (Неем. 3:16), и часто в апокрифических книгах, равно как и у Иосифа Флавия. Евсевий думает, что он находился в... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Куколь?
Спрашивает
Аноним
Куколь (Иов. 31:40) - известное дикое растение или сорная трава, обычно встречаемая на окраинах полей и между хлебными растениями. Это слово встречается только в указанной цитате.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Шуни?
Спрашивает
Аноним
Шуни (спокойный, счастливый; Быт. 46:16, Чис. 26:15) из сынов Гада, сына Иакова. От него поколение Шуниево.... Читать далее
1