Ворота, врата (1Цар. 4:18). В города, обнесенные стенами, обыкновенно входили чрез ворота деревянные, или обитые железом, или медью (Деян. 12:10). В дома также входили чрез ворота, и есть основание полагать, что в воротах иногда устраивалась калитка, чтоб не отворять всех ворот, когда кому-либо приходилось входить в дом (Деян. 12:13).
По свидетельству Геродота, в Вавилоне находилось сто ворот, при чем все они были сделаны из меди.
Во многих Азиатских городах находятся широкие, мощеные частями или сплошь улицы, приспособленные для купцов и торговцев разными житейскими потребностями; на этих улицах находились также площади с лавками и палатками продавцов. Особенно много находилось их при городских воротах, у которых обыкновенно собиралось много народа (2 Цар. 15:2, 4Цар. 6:1 и др.). У городских ворот происходили также судебные разбирательства и наказания (Втор. 17:5, Руф. 4:1-12, Ам. 5:10,12,15); при них также собирались люди свободные для отдохновения или развлечения.
Как памятник означенного древне восточного языка и обычая, осталось название Турецкого Двора Высокою Портою.
Так как право владения городскими воротами принадлежало самому городу, то слово ворота употребляется иногда для обозначения силы, власти и могущества (Ис. 24:12, Мф. 16:18). "И врата адовы не одолеют ее" (Церковь), сказал Господь. Городские ворота тщательно охранялись днем и запирались ночью (Нав. 2:5-7, 1Цар. 23:7).
Ворота царских дворцов и даже домов частных лиц украшались надписями из закона Моисеева (Втор. 6:9), и при оных находились привратники (1Пар. 9:18-19). Из ворот внешнего двора Иродова храма девять были обложены золотом и серебром, а десятые - красные (Деян. 3:2) были вылиты из Коринфской меди и считались по ценности и красоте выше остальных девяти (los. Bell. jud. V, 5, § 3).