Захария (вспомянутый Господом) - имя многих лиц, упоминаемых в Библии, а именно:
1Пар. 5:7 - один из вождей колена Рувимова, при отведении его в плен Феглафелласаром, царем Ассирийским.
1Пар. 9:21 - сын Мешеламии, один из привратников у дверей Скинии собрания, во времена Давида.
1Пар. 9:37 - один из сынов Иеиля, отца Гаваонитян, предка Саулова, из колена Вениаминова, жившего в Гаваоне.
1Пар. 15:20-24; 15:15 - один из левитов и один из священников игравших на псалтирях тонким гласом и трубах при торжестве перенесения Ковчега Завета из дома Аведдара.
1Пар. 24:25 - левит, сын Ишшии, из рода Озиила, сына Каафы.
1Пар. 26:11 - левит, из рода Мерари, сын Хосы.
1Пар. 27:21 - отец Иддо, вождь полуколена Манассиина, в Галааде, во времена Давида.
2Пар. 17:7 - из князей, поставленных царем Иосафатом для наставления народа в законе Господнем.
2Пар. 20:14 - отец Иозиила, левит из потомков Асафовых.
2Пар. 21:2 - один из сынов Иосафата царя Иудейского.
2Пар. 24:20-22 - сын Иодая, священника в царствование Иоаса царя Иудейского. Вдохновенный духом Божиим, он выступил на возвышение пред народом и грозно обличал царя и народ за то, что они отступили от Господа и предались идолопоклонству. Такое смелое порицание навлекло на Захарию сильный гнев Иоаса и его вельмож, и вот, по приказанию царя, которому отец Захарии, Иодай, оказал даже благодеяние, доставивши престол, он был побит камнями во дворе дома Господня. Последними словами Захарии были следующие: да видит Господь и да взыщет.
2Пар. 26:5 - муж, живший в царствование Озии царя Иудейского; в кн. Пар о нем говорится, что он поучал страху Божию, и очевидно пользовался особенною доверенностью царя, потому что Озия, по словам той же книги, во дни Захарии прибегал к Господу Богу.
2Пар. 29:1 - отец Авии, жены нечестивого Ахаза и матери благочестивого царя Езекии.
2Пар. 29:13 - из сынов Асафовых, в царствование Езекии, помогавший в очищении храма Иерусалимского.
2Пар. 34:12 - один из прозорливцев во дни царя Иосии, надзиравший над работами по исправлению дома Божия.
2Пар. 35:8 - один из начальствующих в доме Божием, распределявших между священниками и народом все потребное для великой жертвы пасхальной во дни царя Иосии.
Езд. 8:11 - глава сынов Бевая, возвратившийся с Ездрою из Вавилона с 28 лицами мужеского пола.
Езд. 8:3 - глава сынов Пароша, при возвращении из плена.
Езд. 8:16 - один из главных в народе, с которыми советовался Ездра близ р. Агавы относительно возвращения второй части народа, священников и пр. из страны плена.
Езд. 10:26 - из сынов Елама, отпустивший по приказанию Ездры свою жену иноплеменницу, по возвращении из плена.
Неем. 8:4 - одно из лиц, стоявших по левую сторону Ездры, когда он объяснял народу закон Божий, и вероятно, тождественное с лицом, упомянутым в Езд. 8:16.
Неем. 9:4 - предок Афаии, один из сынов Иудиных, живший по возвращении из плена в Иерусалиме.
Неем. 11:5 - предок Маасии, также подобно предыдущему лицу, оставшийся на жительство в Иерусалиме.
Неем. 11:12 -предок Адаии.
Неем. 12:16 - священник, бывший главою поколения Иддо, во времена Иоакима.
Неем. 12:35-41 - один из священников с трубами, присутствовавших при торжестве освящения стены Иерусалимской, по возвращении из плена.
Ис. 8:2 - сын Варахиин, сопровождавший пр. Исаию к пророчице при рождении от нее символического или таинственного сына: Магер-шелал-хаш-баз (т.е. спешит грабеж, ускоряет добыча).
2Езд 1:15 - здесь под Захариею разумеется известный певец Есман, во времена Давида, бывший в числе трех главных певцов.
4Цар. 14:29; 15:8-12 - сын Иеровоама II, царя Израильского. Точное время вступления его на престол Израильский неизвестно. Захария царствовал в смутное время и после шестимесячного царствования был убит Селлумом, сыном Иависа, составившим против него заговор и воцарившимся вместо него. Образ его жизни и царствования свящ. писатель характеризует следующими общими, но в то же время нелестными словами: "Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех" (4Цар. 15:9). Думают, что пророчество Ос. 7:5-7 указывает на то, каким образом был приведен в исполнение заговор Селлума на низложение и жизнь Захарии.
Лк. 1:5 Захария - отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии, содержится в 1 главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды и мужем Елизаветы, родственницы Пресв. Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. Оба они были праведны пред Богом, но не имели детей, и находились в летах уже преклонных. Во время отправления чередной службы в храме, когда Захария вошел в святилище для каждения. ему явился Архангел Гавриил и возвестил о рождении у него сына Иоанна, который будет велик пред Господом, будет Предтечею Мессии, чтоб уготовить путь Его. Это великое благовестие смутило Захарию; он пожелал удостоверения, и вот, в наказание за маловерие. Господь дал ему такое знамение истины благовестия, что он будет нем и не будет в состоянии говорить до того дня, как сбудется благовестие.
Обещанный сын родился и когда в восьмой день, по случаю обрезания младенца, присутствовавшие обратились к Захарии с вопросом - как бы он хотел назвать его, Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн - имя ему, и в это время вдруг отверзлись уста его, и он исполнился Духа Святого, и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было уже пророка во Израиле.
Первым предметом пророческой речи его была высокая, благодарственная песнь Богу (Лк. 1:68-79), в которой воспел он не только высокое и исключительное положение Иоанна Крестителя пред прочими, но и неизреченные блага пришествия в мир Мессии, главнейшего предмета всеобщих ожиданий во Израиле. О дальнейшей жизни и смерти Захарии не сохранилось никаких положительных сведений.
Захария, сын Варахиин, упоминаемый Спасителем в Евангелии в грозно-обличительной речи против книжников и фарисеев (Мф. 23:35, Лк. 11:51). "Да придет на вас вся кровь праведная пролитая на земле, говорил Спаситель, от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником." Много было различных объяснений относительно упоминаемого здесь лица. Некоторые думали, что здесь разумеется Захария - отец Иоанна Крестителя, будто бы убитый по приказанию Ирода, другие полагают, что это был Захария Варахиин, один из 12-ти меньших пророков; но с большею вероятностью полагают, что здесь упоминается Захария, сын Иодая, по повелению царя Иоаса побитый камнями во дворе дома Господня (2Пар. 24:20-22).
Так как второю книгою Паралипоменон, в которой повествуется об умерщвлении Захарии, заключается Еврейский канон, то это убийство было последним убийством праведных людей, о котором говорится в Библии, подобно тому как убийство Авеля было первое из них. Правда, Захария книгою Парал. называется сыном Иодая, а не Варахии, но это может быть было другое имя Иодая, или же Иодай был дед, а Варахия - отец.
1Мак. 5:18 - отец Иосифа, военачальника в 1-й год Маккавейской войны.
Зах. 1:1 - один из 12-ти меньших пророков, живших после Вавилонского плена. Он именуется сыном Варахииным, сыном Аддовым; но Ездра просто называет его сыном Адды (Езд. 5:1). Под этим наименованием впрочем должно разуметь слово: внук или потомок, как и в других подобных случаях. Он был, вероятно, священнического рода и родился во время плена. Его общественная деятельность началась во второй год царствования Дария, он сотрудничал вместе с пророком Аггеем в Иудее или Иерусалиме, по возвращении из плена. Оба они особенно возбуждали Иудеев к окончанию построения храма Иерусалимского, и по их убеждениям чрез три с половиною года со времени возобновления работ храм был окончен и освящен (Зах. 6:14-16).
О времени смерти Захарии из Свящ. Писания ничего неизвестно. По преданию, он умер в глубокой старости и погребен близ Иерусалима, подле пророка, Аггея. По преданию Иудейскому, он был членом великой синагоги. У LXX толковников, в Вульгате, Италийском и Сирийском (пешито) переводах пророкам Аггею и Захарии приписывают некоторые псалмы, но в Еврейском тексте подобных надписей нет.