Земледелие (2Мак. 12:1, Быт. 26:12 и др.). Из самой глубокой древности, земледелие считалось одною из главнейших отраслей человеческой деятельности. Еще в саду Едемском земледелие было возложено как обязанность на наших первых прародителей (Быт. 2:15; 3:17). Старший сын Адама, Каин, был земледелец (Быт.4:2). Ной после потопа, занимался земледелием, и все патриархи, при пастушеской жизни своей, не пренебрегали оным (Быт. 26:14, Иов. 1:3,15).
Вообще земледелие у Евреев пользовалось всеобщим уважением и его не чуждались даже люди богатые и знатные. Примеры сего видим в Воозе, Гедеоне, Сауле, пр. Елисее и др. (Суд. 6:11, 1Цар. 11:5, 3Цар. 19:19).
Моисей, который был обучен всей премудрости Египетской (Деян. 7:22), давал земледелию очень важное значение в земле Иудейской, и по занятии Израильтянами земли Обетованной, земледелие сделалось одним из оснований закона Моисеева. Земля принадлежала Иегове. Моя есть земля, говорит сам Бог о Себе (Лев. 25:23), и даруя ее своему народу, Он повелел равномерно разделить ее по числу имен лиц мужеского пола.
Сообразно с этим при Иисусе Навине земля и была разделена на участки, и каждый по особому размежеванию получил известный участок (Нав. 17:5, Амос 7:17 и др.). Земля Обетованная была весьма плодородна и земледельческий труд вознаграждался щедро; требовалось только достаточное орошение. Для этого кроме источников и ручьев служили обычные в Палестине осенние и весенние дожди и обильная роса с неба, которые были высоко ценимы, как величайшее благодеяние Божие (Втор. 8:7; 11:10-15; 32:2 и др.); не пренебрегали впрочем и искусственными средствами для улучшения и удобрения почвы: очищали поля от камней (Ос. 12:11), от сорных трав (Прит. 24:30,31), устрояли различные каналы и проводили воду в поля (Пс. 1:3, Прит. 21:1), удобряли почву сожжением на ней соломы, мякины и т.п. и покрывали ее навозом (Ис. 25:10, Пс. 82:11, Лк. 14:35).
Земледельческими орудиями служили: плуг, борона, рожон, лопата или заступ (см. кажд. под его собственным названием: Плуг, Борона и т.д.).
Животными человеку помогавшими при земледельческих работах были следующие: вол, корова и осел.
Семена или зерна, употреблявшиеся для посева, преимущественно были: пшеница, просо, полба, ячмень (Иов. 31:40, Ис. 28:25, Иез. 4:9).
Земледельческие работы начинались в конце октября или в ноябре и продолжались до половины февраля. Сеять начинали после праздника Кущей, при первом осеннем или раннем дожде. Перед посевом поле вспахивалось и паханье производилось плугом (Лк. 9:62), при этом ярмо возлагалось на шею животного и прикреплялось к плугу, отчего ярмо всегда служило образом рабства, ига, неволи и т.п. (Иер. 2:20; 27:2, Ос. 10:11, Наум 1:13, Гал. 5:1). Из сего можно видеть, что вспахивание земли у Евреев было не сложно и что достаточно было даже одного вола для упряжки в плуг. Засевание поля различными семенами было запрещено законом (Втор. 22:9). Порядок в засевании полей ясно сказывается у Ис. 28:24-28.
Засеянные поля охранялись караульщиками или сторожами (Иов. 27:18), которые помещались в нарочно устроенных для сего шалашах. Впрочем закон предоставлял право прохожим срывать колосья, но употребление серпа при сем не дозволялось (Втор. 23:25, Мф. 12:1). Кроме того каждые 3 года вносилась с полевых произведений десятая часть в пользу бедных (Втор. 14:28, Амос 4:4 и др.). Первый сноп жатвы, начинавшейся обыкновенно во второй день Пасхи (16 апреля), приносили пред Господом (Лев. 23:10-14). Таким образом от посева, т.е. с декабря, до жатвы проходило около 4-х месяцев (Ин. 4:35), а самая жатва продолжалась обыкновенно 7 недель, т.е. от Пасхи до Пятидесятницы (Втор. 16:9).
Время жатвы, особенно при обильном урожае, проводилось очень весело. Жницы пели песни, веселились и радовались (Пс. 9:3, Пс. 125:6). Сжатые колосья клали на землю, потом сгребали руками и связывали в снопы веревками; затем снопы сносились в скирды (Пс. 128:7, Быт. 37:7 и др.), после чего их свозили на телегах на гумно и складывали в кучу (Мих. 4:12, Иов. 5:26). Забытый в поле сноп оставался в пользу бедных (Втор. 24:19). Гумно, находившееся обыкновенно на самом поле, на пригорках для стока воды, представляло собою круглую площадку без стен и крыши, только со всех сторон его окружала невысокая ограда, сложенная из мелких камней, чтобы зерна не попадали на сторону; земля на нем выравнивалась и крепко убивалась (Суд. 6:37, Руф. 3:8).
Первобытный способ молочения большею частью состоял в выколачивании или вытаптывании зерен ногами волов и лошадей (Суд. 7:11, Руф. 2:17); впрочем для сего употреблялись и так называемые зубчатые молотильные доски и железные молотилки, которыми пользовались и для наказания (Суд. 8:7, 2Цар. 12:31 и др.). Легкие зерна молотились палкою (Ис. 28:27). После молотьбы, для очищения зерен от соломы и мякины, их веяли видами или лопатами, бросая вверх при легком ветре (Ис. 30:24, Иер. 4:11, Мф. 3:12 и др.), а затем пшеницу убирали в житницы, а солому сжигали огнем. "Лопата Его (которою веют хлеб) в руке Его, говорил Иоанн Креститель о грядущем Мессии, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф. 3:12, Лк. 3:17).