Отвечает
Библейская энциклопедия

Жертвоприношения у евреев. Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода, мы видим из Священного Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он раз водил (Быт. 4:3).

Патр. Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносить жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы (Быт. 8:20). Точно также патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия (Быт. 12:7; 13:4; 26:25 и др.).

До времен Моисея побуждением и основною мыслью жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния.

В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей (Иов. 1:5) и за его трех друзей (Иов.42:8). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея Фараону о жертвах в пустыне (Исх. 10:25).

Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений Израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительного. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (Чис. 15:5,6; 28:11). Затем - птицы, именно горлицы и молодые голуби (Лев. 1:14). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст (Лев. 22:27-29) - из мелкого скота он должен быть одно летним (Исх. 12:5), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т.п. (Лев. 22:20-24).

Жертвы Богу из растительных произведений состояли из хлеба, мяса, ладана, соли и вина. Первый приносился в жертву и колосьями (Лев. 2:14), высушенными на огне и рас толченными, и пшеничною мукою (Лев. 2:1), с воз литым на нее елеем и положенным ладаном, и пресным хлебом (Лев. 2:2 и др.) и пшеничною мукою, приготовленною в горшке с елеем (Лев. 2:7). Каждая хлебная жертва должна была быть посыпана солью (Лев. 2:13, Мк. 9:49) и не могла быть кислою: кислое тесто и мед не должны были воспламеняться на огне Иеговы (Лев. 2:11).

Наконец, для жертв возлияния употреблялось вино, по всей вероятности темно-красного цвета.

С жертвенным животным, предназначенным для заклания, поступали обыкновенно таким образом: его приводили пред двери святилища, т.е. к жертвеннику пред Скиниею, или храмом (Лев. 1:3; 4:4), и приносящий жертву клал свою руку на голову животного и закалывал его на северной стороне жертвенника (Лев. 1:4-11; 3:2,8 и др.); затем священник собирал кровь в сосуд и кропил ею иногда бока жертвенника, иногда роги оного, иногда роги кадильного алтаря и пр., остальная же кровь выливалась у подножия жертвенника все сожжении (Исх. 29:12, Лев. 4:7,18). Затем приносящий жертву сдирал с животного кожу и рассекал жертву на части (Лев. 1:6; 8:20); рассеченные части священник клал на жертвенник и сжигал или все, или только тук (жирные части). В последнем случае остальное мясо иногда сжигалось вне стана, иногда съедалось священниками, а частью и приносителем.

При принесении в жертву голубей, священник сам свертывал им голову и кровь выцеживал на стену жертвенника, потом отделял зоб с нечистотою и бросал в пепельную кучу подле жертвенника, преломлял птицу в крыльях, не отделяя их и наконец сжигал на жертвеннике (Лев. 1:15 и след.).

С растениями, если они приносились в жертву всесожжения, поступали так: священник брал часть принесенной муки с елеем, часть колосьев и лепешек и сжигал это на жертвеннике с фимиамом. Остальное доставалось священникам, но должно было съедаться не кислым, во дворе Скинии (Лев. 2:2; 3:16; 6:6,11). Сжигалась вся мука с елеем только в том случае, если: приносящий жертву сам был священник. Если же растительный дар принадлежал к жертвам мирным или благодарения и состоял из пресных хлебов и др., то только одна лепешка из всего приношения предлагалась как возношение Иегове и переходила к священнику, кропившему кровью (Лев. 7:11), остальная же часть истреблялась в праздничное время приносителями.

Из жертв, приносимых Богу Евреями, отметим следующие:

  • Жертва всесожжения (Быт. 7:20; 22:2; Исх. 29:42 и др.). Это была жертва среди Евреев самая обыкновенная и всеобщая. О ней в первый раз упоминается в Свящ. Писании при жертвоприношении Ноя, по выходе из ковчега (Быт. 8:20). Она состояла в том, что сжигалось все жертвенное животное со всеми его частями, за исключением кожи. Подробности принесения жертвы, а также относительно животных и качеств их означены выше. Она означала собою, что приносящий сию жертву приносит в жертву все, всего себя, и душу и тело свое, и была преимущественным прообразом жертвы Христовой. Так Мессия имел некогда принести Себя в жертву за грехи людей для их спасения (Евр. 2:9-14 и др.).

  • Жертва греха. Принадлежа к разряду жертв умилостивительных, обе эти жертвы были тесно соединены между собою, хотя и составили два отдельные вида жертв. Жертва греха была различна по различию лица, за которое приносилась, и по степени греховности, которая имела быть очищена. Так например предписывался для жертвы телец - при посвящении священников и левитов (Исх. 29:10, Чис. 8:7-12), за первосвященника в великий день Очищения (Лев. 14:18-19;16:26), когда первосвященник согрешил к соблазну народа (Лев. 4:3-12), или когда согрешило все общество (Лев. 4:13,21); козел - в новомесячия и годовые праздники за грехи народа (Чис. 28:22,30), при освящении Скинии и храма (Чис. 7:16-22, Езд. 6:17); коза или агнца - за прегрешения кого либо из народа, за прегрешение по ошибке (Лев. 4:27-32); однолетний агнец и овца однолетняя - при разрешении обета назореев (Чис. 6:14,16,19) и при очищении прокаженного (Лев.14:10-19); горлица или молодой голубь - при очищении родильницы (Лев. 12:6), жены страдавшей долгое время кровотечением (Лев. 15:29 и др.), и в замен агнца для бедного при обыкновенных грехах (Лев. 5:7); пшеничная мука - десятая часть ефы без елея и ладана, при обыкновенном грехе, для совершенно бедного, который не мог принести в жертву даже и голубя.

Что касается самого приношения жертвы, то после умерщвления животного и возложения на него руки при жертве тельца за первосвященника или за все общество, семь раз кропилось кровью жертвы в святилище пред Иеговою против внутренней завесы, затем помазывались роги кадильного жертвенника, а оставшаяся кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжении (Лев. 4:25-30 и след.). После окропления кровью во всех жертвах за грех (исключая голубей) тук или жир и прочие тучные части отделялись от мяса и сжигались на жертвеннике (Лев. 4:8,10,19,29 и др.). Прочие части жертвенного мяса, в тех случаях, когда кровь вносилась во Святилище и Святое Святых, вместе с кожею, головою, ногами, внутренностями и нечистотой сжигались вне стана или города на чистом месте, где выбрасывался жертвенный пепел (Лев. 4:20,21).

При прочих же жертвах за грех, где кровь оставалась во дворе храма, мясо должно было съедаться священниками на святом месте, во дворе Скинии. Сосуды, в которых оно варилось, должно было разбить, если они были глиняные, а если медные, то по крайней мере вычистить песком и вымыть, одежду, на которую случайно попадала кровь жертвы, нужно было вымыть в святом месте (Лев. 6:26-29). С жертвенными голубями поступали способом, указанным нами на предыдущей странице, Наконец из муки принесенной в жертву за грех, вместо птицы, священник брал полную горсть и сжигал ее на жертвеннике (Лев. 5:12), остальное же принадлежало ему, как приношение хлебное (Лев. 5:11-19).

  • Жертва вины была назначена только для частных лиц и притом за такие преступления, которые хотя не были достойны смерти, требовали однако удовлетворительного наказания. Она состояла из овна, большею частью по оценке священника (Лев. 5:15 и др.), или овцы, или козы, или ягненка (Лев. 5:1-19, Чис. 6:12). По заклании животного на северной стороне жертвенника, кровь его кропилась на жертвенник со всех сторон, тук сжигался на жертвеннике, как и при жертве за грех, а мясо съедалось священниками в святом месте (Лев. 7:1-7 и др.).

  • Жертва спасения или мира (Лев. 3:1) - тройная: жертва хвалы или благодарственная (Лев. 7:12), жертва обета и наконец жертва вольная (Лев. 7:16). Для этой жертвы можно было употреблять всякий рогатый скот беспорочный, крупный и мелкий и обоего пола (Лев. 3:16; 9:4). В мирных жертвах голуби нигде не упоминаются. Обрядовые действия над этою жертвою до кропления кровью сходны с действиями жертвы всесожжения (Лев. 3:2; 8:13). Затем из жертвенного животного отделялись жирные внутренности, те же что и при жертве за грех, и сжигались на жертвеннике, положенные поверх всесожжения (Лев. 3:3-5,9-11,14-16; 9:18). Далее отделялись грудь и правое плечо; последнее оставлялось служащему священнику, а первая приносилась Иегове через обряд потрясения (см. Возношение и потрясение пред Господом). Остальные части животного отдавались принесшему жертву, и из них устроялся жертвенный пир, в котором могли принимать участие все члены их семейств, по предварительном левитском очищении (Лев. 7:15-18,22-30). Мясо жертвы хвалы или благодарения должно было снедать в самый день жертвоприношения (Лев. 7:15-18; 22:30).

При жертве же обета и вольной жертве, оставшееся от первого дня должно было съедать утром следующего дня, а не съеденное в означенные сроки, должно было сжигать, но не на жертвеннике (Лев. 7:16-18). Под угрозою истребления запрещалось есть мясо мирной жертвы лицам, находящимся в нечистоте или осквернившимся какою либо нечистотой (Лев. 7:20-21). В мирных жертвах вместе с пресным хлебом и лепешками с елеем можно было приносить в жертву и квасной хлеб (Лев. 7:12-13).

  • Жертва бескровная, дар бескровный. Веществом для оных служили хлебные зерна или колосья, мука с елеем и ладаном, хлебные печенья с елеем в разных видах, ладан и вино. Иногда вещества эти присоединялись к другим приношениям и жертвам, а иногда приносились и отдельно. Они частью принадлежали алтарю, а частью священникам и левитам. Ко всем подобным приношениям всегда присоединялась соль, но кислый хлеб и ничто квасное никогда не сжигалось на жертвеннике, а мед вовсе был исключен из числа приношений (Лев. 2:2; 6:14-16; Числ.28:5).

  • Жертва очищения. см. День очищения.

  • Жертва возлияния. см. Возлияние жертвенное.

  • Жертва ревнования. см. Вода ревнования.

1
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Воспаление с нарывами (Исх. 9:9,10). Нарывы состояли из воспаленных чирьев или язв, поразивших Египтян и весь их скот. Эта Египетская казнь была шестою. Моисей взял пепел из печи, бросил его к небу по ветру, и когда он падал на человека или на скот, на них тотчас же являлась эта страшная болезнь. Эт... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Сева?
Спрашивает
Аноним
Сева - древнее слово, происхождение которого точно не определено. В Священном Писании оно употребляется в двух смыслах, как имя одного мужа и название народа: Быт. 10:7 - один из сыновей Хуша и, быть может, первенец. Ис. 45:14 - страна, город или народ. Вероятно, Сева было названием как страны, ... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Воанергес?
Спрашивает
Аноним
Воанергес (сыны Громовы; Мк. 3:17) - название данное Господом Иакову и Иоанну, двум сынам Зеведеевым, в ознаменование их особенной горячности и ревности в деле служения Евангелию, и особенно высказанных по случаю евангельского события, описанного в Евангелии Лук.9:54).... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Сихем?
Спрашивает
Аноним
Сихем (плечо, или, лучше, верхняя часть спины, между плечами): Быт. 34:2,26 - сын Эммора, Евеянина, князя земли Сихемской, который был жестоко и вероломно поражен Симеоном и Левием за его недостойное поведение относительно их сестры Дины. Известный Хананейский город в Самарии, названный так, веро... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Эрмий?
Спрашивает
Аноним
Эрмий (Деян. 14:12) - языческое божество. Апостол Павел в бытность свою с Варнавою обратил внимание на человека, который не владел ногами от рождения и который слушал говорившего Павла с верою для получения исцеления. Апостол "сказал ему громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: ста... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Чаши?
Спрашивает
Аноним
Чаши см. Блюда.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Гиезий?
Спрашивает
Аноним
Гиезий (долина видения, по Гезению; 4Цар. 4:12) - слуга пророка Елисея. Получив от Неемана обманом два таланта серебра и две перемены одежды за исцеление Неемана пророком Елисеем от проказы, Гиеэий сам был наказан за корыстолюбие проказою и удалением от пророка (4Цар. 5:20-27). После того мы видим Г... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Меркурий?
Спрашивает
Аноним
Меркурий (Деян. 14:8-18; Греческий Гермес, Эрмий) - древнее языческое божество. Фактически было несколько языческих богов с подобным наименованием, но знаменитейший из них был, так называемый, сын Юпитера и Майи. Он считался вестником богов, покровителем или патроном путешественников, воров, купцов,... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Обновление?
Спрашивает
Аноним
Обновление (праздник; Ин. 10:22). Праздник обновления учрежден был за 165 лет до Р.Х. Во время господства над Иудеями Сирийского властителя, Антиоха Епифана, храм иудейский был превращен в капище языческое и осквернялся жертвенник его свиными и другими нечистыми идольскими жертвами, а в притворах хр... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Агриппа?
Спрашивает
Аноним
Агриппа (человек, который при своем рождении причиняет боль; Деян. 25:13) - сын и преемник Ирода гонителя (Деян. 12:1). Порций Фест, преемник Феликса по управлению Иудеею. прибыл в Кессарию, и в бытность его там в Кессарию прибыл также Агриппа (бывший правителем или прокуратором некоторых восточных ... Читать далее
1