Жребий. Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит. 16:33). и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев. 16:8).
Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис. 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав. 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как например Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав. 7:14, 1Цар. 14:42, Ион. 1:7).
По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1Пар. 24:5; 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1Цар. 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. В полу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его - от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит. 16:33; 18:19).
Из последней цитаты книги Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Апостол Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян. 2:15-26). Аман назначил день для истребления Иудеев также жребием (Есф. 3:7).
Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (Матф. 27:35). Как бросались или вынимались жребии Священное Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в полу (одежды), но слово в полу может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.