Зоровавель (рожденный в Вавилоне; 1Пар. 3:19) - предводитель первого отряда Иудеев, возвратившихся, в числе 42,360 чел., кроме множества рабов и рабынь, из плена Вавилонского в Иерусалим, в первый год царствования Кира царя Персидского (Езд. 2:64,65). Он был сын Салафиила (Езд. 3:2, Мф. 1:12, Лк. 3:27), или Федаии, брата Салафиилова (1Пар. 3:16-19) и происходил из царского рода Давидова через Нирия, по свидетельству Евангелие от Лук.3:27, а по свидетельству ев. Мф.1:12, чрез Иехонию - Ему царь Персидский Кир вручил священные сосуды для возвращения оных в Иерусалим и богатые дары от его пленных собратий. Назначенный от Кира правителем Иудеи, Зоровавель во второй год возвращения в Иерусалим торжественно положил основание второму храму Иерусалимскому на месте первого.
Закладка храма, бывшая во втором месяце второго года, была совершена с особенною торжественностью: священники в их одеждах играли на трубах; потомки Асафа с кимвалами пели те же псалмы, кои пелись при освящении первого Соломонова храма (2Пар. 5:11-14), а те старцы, которые помнили великолепие храма, громко плакали от печали и радости. Но пророк Аггей утешал и ободрял их словом Господним, что слава сего последнего храма будет больше славы прежнего (Агг. 2:9).
После этого много предстояло Зоровавелю трудов, забот и усилий для продолжения строения храма и для водворения благоустройства и порядка церковного и гражданского среди множества врагов и препятствий. Ему вредили и препятствовали в постройке храма и Самаряне, и начальники заречных Персидских областей, подкупаемые Самарянами и клеветавшие на Иудеев пред двором царским (Езд. 4:1-24). Но с Божию помощью, при содействии пророка Аггея и Захарии, Зоровавель преодолел все козни врагов. "Руки Зоровавеля, говорит Бог чрез пророка, положили основание Дому сему; его руки и окончат его" (Зах. 4:9), и он действительно имел утешение видеть окончание храма и торжественное освящение оного, в шестой год царствования Дария, в третий день месяца Адара, при многочисленных жертвоприношениях и всеобщей радости народа (Езд. 5:6).
Новый храм, посвященный Господу, величественно стоял на месте того, который разрушили войска Навуходоносора. Кроме построения храма, другими подвигами Зоровавеля были между прочими следующие: восстановление священнической и левитской чреды священнослужения (Езд. 6:18), исправление родословий (Неем. 6:5), празднование Пасхи в седьмой год царствования Дария. Вообще религия и патриотизм особенно отличали характер Зоровавеля во все время его общественной деятельности. Зоровавель называется также персидским именем Шешбацар, князь Иудин (Езд. 1:8).