Дом и семья11 июня 2007
Отвечает
Василий Юнак

Отвечает: Василий Юнак

426. Алексей (internetprovider@???.ru) пишет: "мне интересно как церковь относится к браку, как проходит заключение брака (степ бай степ), требуется ли при венчании в церкви предосталения документов о зарегистрированном браке. я слышал, что вроде бы как отказываются венчать людей без свидетельства о браке. можно ли венчаться повторно? чем регулируется венчание, какими актами? где и как производится запись о венчании? в общем хотелось бы узнать техническую сторону венчания и смысл всех действий и процедур, сроки."

Вопрос брака и законности - это очень обширный вопрос, который определяется не только церковными нормами и определениями, но и культурой, а также законодательством той местности, где происходит действие брака. То есть, я хочу сказать, что отношение церкви к браку во многом проистекает из отношения к браку общества, в котором живет церковь. Конечно, не надо забывать и об исторических церковных предпосылках, но это можно включить уже в культуру общества.

Но церковные установления сами могут потребовать значительных исследований, потому что во-первых, имеется много деноминаций, относящихся к различным моментам порой совершенно противоположно, а во-вторых потому, что церкви имеют тенденцию увязывать свои нормы с юридическими требованиями государств, на территории которых они действуют, а значит их нормы будут носить локальный, а не вселенский характер. Потому, прежде чем мы попробуем рассмотреть их более или менее детально, нам следует обратиться к Библии и выяснить основные принципы, устанавливаемые Богом.

Самый первый принцип брака в Священном Писании установлен Богом еще до грехопадения человека, а потому имеет поистине вселенское значение. "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт 2:24). Из этого принципа создания семьи мы можем вывести несколько важных моментов: обособление от родителей и от других людей, духовное и физическое единство, неразрывность семейного союза.

Библия содержит много различных повествований о браках и семьях, а также много различного рода правил и постановлений в отношении семьи и брака. Но все они так или иначе проистекают из этого первого принципа и предназначены для либо уточнения установленных принципов, либо для разрешения создавшегося конфликта ввиду нарушения одного или нескольких принципов брака и семьи.

Не претендуя на полноту информации, я попробую осветить основные библейские принципы брака.

- время вступления в брак. Практически все библейские примеры показывают людей в зрелом возрасте вступающими в брак. Сорокалетний возраст для брачущихся - это, похоже, норма для библейских примеров, и это не случайно, так как у евреев ветхозаветного периода период юности длился до сорока одного года.

- условия заключения брака. Имеющиеся в Библии примеры свидетельствуют о практике периода ухаживания и знакомства, помолвки и брачного договора, подготовки к свадьбе, и непосредственно торжества бракосочетания, которое подчас длилось несколько дней, а то и недель. При этом, обычно сам жених, его родители или представители со стороны жениха выбирали невесту, а не наоборот.

- момент брака. Моментом заключения брака можно назвать одно из трех событий в жизни брачущихся, в зависимости от обстоятельств и наличия этих событий. Первым и основным моментом заключения брака я бы назвал момент публичного заявления молодой пары о вступлении в брак. Это соответствует принципу отделения от родителей и общества, который назван первым в Божественном установлении, процитированном выше. Причем, форма этого публичного заявления может быть самая разная, начиная от торжественной клятвы во время особой церемонии и заканчивая определенными действиями без возможности произнесения слов при стечении народа. Вторым моментом заключения брака может считаться момент родительского или священнического благословения на брак. Хотя я (и многие другие) склонен считать это уже вторым шагом после непосредственного создания семьи. Третьим моментом, хотя и несколько спорным, является момент физической близости между мужчиной и женщиной, что соответствует второй части Божественного установления о браке. На мой взгляд, момент физической близости может служить моментом заключения брака только в тех исключительных случаях, когда нет возможности для двух предыдущих событий, то есть, когда брачущиеся находятся в изолированном месте, вдали от родителей, священнослужителей и иной публики, которая может и должна бы стать свидетелем создания новой семьи.

- многоженство. Божественное установление о семье исключает многоженство, но Бог снисходителен к человеческим слабостям и прегрешениям и терпимо относится к решениям свободной воли человека, позволяя человеку пожинать плоды своего греховного выбора. Случаи многоженства, допускаемые в библейских повествованиях, показывают, что в очах Божьих законной считается первая жена. Но при этом мы не можем спекулировать и говорить, что Бог не может признать остальных жен и рассматривает многоженство как непростительный грех. Мы только должны стремиться к праведной жизни в соответствии с Божьими законами и принципами, и называть грех своим именем. Многоженство - есть грех и нарушение Божественного принципа семьи.

- блуд и прелюбодеяние. Греховность человека привела к появлению таких извращений, как сексуальные грехи, супружеская неверность и тому подобное. Библия имеет многие конкретные установления и принципы в отношении блуда и прелюбодеяния. Одинаково непозволительны как добрачные сексуальные связи, так и внебрачные связи буть то с лицом находящимся в браке или со свободным лицом. На всякий случай поясню, что блуд - это сексуальные взаимоотношения с лицом, не состоящим в браке или не помолвленным с кем-либо третьим, а прелюбодеяние - это сексуальные взаимоотношения с лицом, уже помолвленным или находящимся в брачных взаимоотношениях с кем-либо. Блуд и прелюбодеяние являются грехом и несут за собой все естественные последствия.

- развод. Божий принцип брака выражен в принципе "что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф 19:6). И это относится к любому человеку - ни сами супруги, ни их родители, ни судьи, ни любовники, ни прочие люди не вправе разлучать семью. Но грех внес свою поправку в человеческую жизнь, создавая подчас такие ситуации, в которых приходится "избирать из двух зол наименьшее". Потому, вследствие тех или иных грехов, люди иногда вынуждены идти на развод. Наш Господь Иисус Христос указал одну допустимую причину для развода, и мы понимаем, что Он допустил это также "по жестокосердию человеческому", а именно - причину прелюбодеяния (Мф 19:8,9). Церковь, исследуя библейские принципы, может по-своему оценивать причины и обстоятельства, приводящие супругов к решению развода, и соответственно церковь может выносить свои решения о допустимости или недопустимости того или иного развода и связанного с ним повторного брака.

Вот те основные принципы брака, которые можно извлечь из Священного Писания. На основании этих принципов различные церковные организации создали свои правила и постановления в отношении брака, подчас предписывая конкретные церемонии и ритуалы. Причем, каждая церковь может допускать определенные вариации этих церемоний и ритуалов, так что все описать или даже в общем попытаться определить попросту невозможно. Я остановился бы только на одном важном моменте - на церковном венчании и его условиях.

Церковное венчание - это священническое благословение, призванное ниспросить благословение Божье на создаваемую семью. По причине того, что каждая церковь имеет свое понимание Бога и Его воли, церковь не будет просить Божьего благословения на то, что ПО ЕЕ МНЕНИЮ не соответствует воле Божьей. Отсюда проистекают определенные ограничения на допуск к венчанию, то есть церковь может отказать в венчании тем, кто по мнению церкви не исполняет волю Божью в тех или иных вопросах. При этом, церковь зачастую придает венчанию куда большее значение, чем это есть на самом деле. Более того, некоторые церкви пытаются заявлять об особом "таинстве" брака, которое якобы не может осуществиться без венчания. В реальности же, Божье благословение даруется людям не по приказанию церкви, а по воле Самого Бога, и потому будучи достаточно важным элементом в жизни человека, церковное венчание все же не может рассматриваться как единственно возможный путь получения такого Божьего благословения.

В зависимости от государственных законов, церковь может иметь или не иметь право выдавать официальный документ о заключении брака гражданам. В тех случаях, когда церкви не дано право на выдачу официального документа, обычно церковь требует, чтобы брачущиеся уже зарегистрировали свой брак в соответствующих государственных или иных органах, уполномоченных государством для этого. Это совершается с целью соблюдения законности, и может быть неотъемлемым требованием для принадлежности к тому или иному церковному обществу. Но по своей сути, как государственная регистрация, так и церковное венчание не являются необходимыми элементами для совершения брака, и так называемый "гражданский" брак также имеет свое место. Единственная проблема с гражданскими браками в их социальной незащищенности, хотя подчас такие браки рказываются гораздо сильнее заключенных на всех законных основаниях, но которые на тех же законных основаниях могут быть расторгнуты.

На этом я, пожалуй закончу. А в целом, как я уже сказал, это довольно обширная тема, которую практически невозможно вместить в один краткий ответ.

0
Похожие вопросы
Дом и семья28 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Разведенный, принявший Христа в свое сердце - уже НЕ разведенный?

Приветствую вас. Слово Божье предостерегает  "верно преподавать слово истины " (2 Тим. 2:15). Поэтому прошу объяснения на основании Библии. Возникла такова ситуация: один молодой человек (ему 30 лет) - развелся со своей женой. На вопрос: "Как он думает, можно ли разведенному жениться во второй раз? ", он ответил так: " Когда ты принимаешь в сердце свое Иисуса, то все что было у тебя раньше, тебе прощается, теперь ты новое творение, как говорил апостол Павел, древнее прошло, теперь все новое, и я -  новое существо, новое творение во Христе Иисусе. "  Значит, разведенный - уже НЕ разведенный? Божьих Вам благословений! 

Спрашивает
Оксана
Приветствую Вас, Сестра Оксана! Ваш вопрос не однозначный. С одной стороны, как только человек раскаивается  перед Господом, Господь полностью очищает его, и рассматривает его так, как  если бы этот человек никогда не грешил. И текстов, подтверждающих это  положение есть достаточно. Но здесь есть ... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Алина! Разводное письмо встречается в Ветхом Завете всего 3 раза. Вот эти тексты:В первом отрывке Бог не повелевал давать такое письмо. Автор лишь констатирует факт - если кто то даст, то нужно делать то и то. То есть мы не видим Божьего повеления решать таким образом семейные конфликты, но мы видим, что в то время Бог терпимо относился к существующей практике разводов среди изр... Читать далее
1
Дом и семья20 октября 2024
Отвечает
Наталья Амосенкова
Это нормально, что ему нравится другая?

Здравствуйте! У меня есть муж, я ему нравлюсь, мы давно вместе, ему нравится другая девушка, и он не может нечего поделать с этим, и не может руководить собой.

Спрашивает
Луиза
Дорогая Луиза! Если он ваш муж, законный муж, то отношения в вашей семье далеки от того чтоб назвать их нормальными. Вы можете многое сделать. Первое: посмотрите для начала парочку хороших фильмов. "Огнеупорный" и "Обет верности" . Второе: примите решение основанное на слове Божием - 1Кор.14:1 ... Читать далее
1
Дом и семья12 октября 2024
Отвечает
Василий Юнак
Измена - повод для развода?
Спрашивает
Андрей
Приветствую Вас, Брат Андрей! Нет, измена - не повод для развода, а всего лишь допущение развода. Это - исключение из правил, если хотите. Так что, не ищите повода, иначе Вы уже согрешили. Из трех Евангелий, говорящих о разводе, только одно делает оговорку об измене, как о допустимой причине разво... Читать далее
1
Дом и семья11 октября 2024
Отвечает
Елена Титова
Если близкородственные браки греховны, почему сыновья Адама и Евы женились на их дочерях?

Помогите разобраться! Если греховно иметь брачные отношения с родственниками, почему тогда изначально были на Земле лишь 2 человека, Адам и Ева. Значит для продолжения рода плодитесь и размножайтесь их сыновья женились на их же дочерях, то есть жили со своими же родными сестрами?! Я тысячу раз прошу прощения за такой вопрос, я внимательно изучаю сайт, но на этот вопрос так и не нашла ответ.

Спрашивает
Юлия
Приветствую, Юлия! Пожалуйста, прочитайте мой ответ здесь: Писание запрещает близкородственные браки. Тогда почему они происходили между детьми Адама и Евы? Божьих благословений!... Читать далее
1
Дом и семья11 октября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Приветствую Екатерина! Нет, не считается. Любой брак священен. Не обряд делает брак благословенным, а следование воле Божьей. Конечно, если семью создает верующая пара, будет логично просить Божьего благословения в церкви. Но даже если брак создан честно, по гражданским законам, мы не найдем по... Читать далее
1
Дом и семья11 октября 2024
Отвечает
Елена Титова
Писание запрещает близкородственные браки. Тогда почему они происходили между детьми Адама и Евы?

В Библии написано, что все мы произошли от Адама и Евы, значит, получается, что дети их вступали в брак будучи родными братьями и сестрами!!!! Как такое могло быть, ведь Писание строго-настрого запрещает связь между столь близкими родственниками. Всем известно, что расплата за это уродства и болезни будущего поколения.

Спрашивает
Ольга
Приветствую, Ольга! Близкородственные браки действительно опасны возможностью проявления у детей наследственных болезней и дефектов, за которые отвечают рецессивные мутации, то есть скрытые и внешне никак не проявляющиеся, когда мутированный  ген закрыт (подавлен) парным ему «здоровым» геном. Если ... Читать далее
1
Дом и семья11 октября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Где и как проходить добрачное консультирование?

Объясните, пожалуйста, церковный порядок. Мы с молодым человеком являемся членами церкви АСД в своих городах, но сейчас оба временно проживаем в Москве. Можем ли мы пройти здесь добрачное консультирование если да, то нужны ли рекомендации нашего совета церкви или нас имеет право консультировать только пастор общины, членами которой мы являемся? 

Спрашивает
Мария
Приветствую Мария! Мы с невестой не просили никаких рекомендаций. Я из Харькова, она из Кировограда. Нашим консультантом была Лидия Нейкурс, которая служит в Киевской миссии, а также в ряде российских конференций, так что не всегда бывает в Украине. Я нашел ее телефон, она сказала, что даже встре... Читать далее
1
Дом и семья8 октября 2024
Отвечает
Наталья Амосенкова
Повторный брак.

Как Вы считаете, должны ли быть сейчас запрещены повторные браки? Как мне стало известно после 1917г. атеисты сняли ограничение на повторный брак для всех. Хотя по библии повторный брак для женщин вообще недопустим, а для мужчин возможен лишь при измене жены вина прелюбодеяния, либо после её жены смерти.

Спрашивает
Александр
Здравствуйте Александр! Мы ставим во главу угла Библию и только по ее принципам делаем какие-либо выводы и определения. Исходя из этого решения атеистов просто не принимаются в расчет. Также, согласно Библии, в новом завете Бог не делает различия между мужчинами и женщинами что касается вопросов с... Читать далее
1
Дом и семья7 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Что Бог сочетал того человек да не разлучает. А может ли разлучать сам Бог?

После долгих лет супружеской жизни Бог послал мне другую женщину из другого города, на вопрос в храме кто она в моей жизни - дар Божий или искушение дьявола он написал на моей машине чистое светлое слово, которого нет ни в одном словаре, после он послал мне работу в ее городе, которую я искал долгие годы, а потом моя дочка 1,5 года достала в книжном магазине с полки книжку Развод для чайников и принесла мне.

Спрашивает
Александр
Мир Вам, Александр! Не все что происходит в жизни - есть от Бога.Ваша жизнь может быть разрушена из-за этой провокации - когда появляются непонятные слова, вместо ясной библейской истины. Вы ищите повод к разводу, там где нужно искать способ к воссоединению с Вашей сегодняшней женой - тем более когда у Вас есть ребенок 1,5 года. Что Вы думаете о своем ребенке? ... Читать далее
1