Приветствую Ян!
Я не могу оправдать упомянутого пастора в сделанном им предложении. И хотя я сам отдаю Господу в среднем 35% моей зарплаты в виде десятин и пожертвований, но я не считаю себя вправе предлагать другим отдавать Господу более 20%. Причина заключается в том, что "третья" десятина в Библии вовсе не является ТРЕТЬЕЙ. Третья десятина - это вторая, но приносимая в третий год. То есть, народу израильскому в Ветхом Завете было предложено три вида десятин, но в любой отдельно взятый год они приносили только две десятины - первую и вторую либо первую и третью. Первыя десятина - это святыня Господня, и о ней никакой речи быть не может - она принадлежит Господу. Вторая десятина приносилась левитам и бедным, а третья использовалась на себя и других, включая чужестранцев, бедных и тех же левитов во время особого праздника. Таким образом, перенося принцип использования и назначения десятины на наше время мы учим (и именно это я преподаю в семинарии на предмете Церковных финансов), что первая десятина расходуется только на содержание служителей и совершение миссионерской деятельности, а вторая и третья (которая на самом деле есть просто вторая) используется в виде добровольных пожертвований на содержание церковных зданий (левитская часть), на помощь бедным как в церкви, так и вне церкви (чужестранцы), а также на церковные общественные мероприятия (праздники). А еще Библия говорит о царской десятине, а по нашему - о подоходном налоге, который собирает государство - вот это и есть настоящая ТРЕТЬЯ десятина по Библии, то есть третья десятая часть от нашего дохода. Правда, называя это десятиной, Библия вовсе не утверждает, что мы можем отдвать в виде налогов только 10% и не больше...
А теперь вторая часть вопроса: что делать, когда человек вдруг оказался в затруднительном финансовом положении. Здесь есть несколько факторов-принципов, которые следует применять.
Не нарушайте своего обета; но не каждое обещание есть обет! Вы должны прекрасно знать, какое обещание вы дали Господу - условное или безусловное, с возможностью изменения в будущем или без таковой.
Обратитесь к Господу в молитве и изложите Ему свою ситуацию. Господь имеет возможность дать вам конкретный ответ для вашей ситуации - стоит ли изменить условия обета или продолжать полагаться на Божью заботу несмотря на то, что наступили трудности - помните, что Бог иногда допускает серьезные испытания, но чаще мы сами своими неверными поступками создаем себе "испытания". Только теперь нужна мудрость от Господа, чтобы отличить одно от другого и принять верное решение.
Господь не требует от человека того, что Он не определил в Священном Писании. Иногда решение этого вопроса идет в конфликт с первым принципом, и тогда Вам надо решить с Господом, какй из этих двух принципов стоит избрать как преобладающий. С одной стороны, праведником является тот, "кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет" (Пс. 14:4), но с другой стороны "зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?... тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф. 15:3,9). Вы сами должны найти грань между этими двумя сторонами и принять решение вместе с Господом.
Дорогой Брат Ян, я не знаю, на каком условии Вы "договаривались" с Господом относительно третьей десятины, но я знаю, что Господь НЕ ТРЕБОВАЛ от Вас этой самой третьей десятины. И хотя повторюсь: я сам приношу господу не меньше, но я не делаю этого под обетом. И еще: Господь всегда понимает нас и желает научить нас мудрости и доверию.
Я верю, что Вы сможете разрешить этот вопрос с Господом. Но если Вам понадобится помощь, пишите, и мы в частной переписке выясним некоторые детали и постараемся найти верное решение.
Благословений от Господа!