Содержание Библии14 февраля 2024
Отвечает
Василий Юнак
В чем заключается позор Ноя?

В выпуске, отвечая на вопрос Владимира Леви, Вы пишете: "Что касается конкретных мотивов, по которым Ной проклял именно Ханаана, а не Хама, я могу только предположить, что Ханаан первый заметил позор Ноя, но разнес эту весть не весьма приличным способом. Почему у меня есть такое предположение? Библия не ставит своей целью передать нам все детали истории и происшествий с отдельными людьми. Цель Библии - сообщить нам историю падения человека и показать путь ко спасению из греховного состояния. В этом смысле нам достаточно сведений относительного этого эпизода из жизни человечества. Данный текст следует рассматривать не на предмет истолкования отдельных деталей (например, сколько времени спустя после потопа это произошло; почему Ной напился - или он не знал, что вино может бродить, или он уже перестал быть внимательным)."

У меня сложилось впечатление, что, по Вашему мнению, основной позор Ноя заключается в том, что он напился. Однако текст прямо говорит, что Хам увидел наготу отца своего. Используемое в Ветхом Завете выражение "увидеть наготу" или "открыть наготу" имеет достаточно определенное значение. Это не просто подглядывание в бане. Значение данного выражения недвусмысленно и подробно раскрыто в Левит 18:6 и далее. Также достаточно определенное значение имеет выражение "войти к кому-нибудь". Это - не просто зайти в гости на чашку чая.

Мой вопрос - "В чем заключается позор Ноя? - В том, что он напился? В том, что допустил, чтобы Хам подглядывал за ним? Или В том, "что сделал над ним меньший сын его"? Или Все по совокупности?

Спрашивает
Михаил

Хотя я согласен с Вами, что иногда нагота в Библии означает половой акт, но это далеко не всегда. Вот тексты, которые говорят о наготе, но не о сексе:

Исх. 20:26 - священник не должен подниматься по ступеням, потому что снизу можно увидеть его наготу;

Ис. 47:2,3 - нагота видна при переходе реки вброд, когда подол поднят так, что видны голени;

2Цар. 6:20, Рим. 8:35, 1Кор. 4:11, 2Кор. 11:27 - нагота в значении легкой одежды или отсутствии верхней одежды.

Теперь давайте прочитаем повнимательнее наш текст из Бытия:

22И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Быт. 9:22-23

Если Хам увидел наготу отца, то Сим и Иафет сделали нечто противоположное - шли спиной, чтобы не увидеть. Это важно понять, потому что оно объясняет значение "увидеть наготу" как буквально увидеть глазами, не производить какие-либо действия. Также, рассказывал бы Хам своим братьям о том, что он сделал, если бы под этим подразумевалось нечто большее, чем просто увидеть глазами обнаженного отца?

Я не считаю, что в данном случае было сделано какое-либо насилие над отцом. Здесь надо понимать буквально - Хам увидел глазами и сказал об этом братьям, которые решили не увидеть того, что заметил Хам. Вот и все.

Кстати сказать, еще один текст о наготе, о котором кое-кто из богословов желает спорить, но я понимаю его в буквальном смысле - это нагота Адама и Евы (Быт. 3:7). В этом тексте также не описывается совокупление, а только простое обнажение. Надеюсь, что и вы так понимаете. Потому что от правильного понимания этого текста зависит понимание нашего спасения (см. толкование на этот текст здесь).

1
Похожие вопросы
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Касия?
Спрашивает
Аноним
Касия Пс. 44:9; - самая тонкая и благовонная кора, облекающая собою древесные ветви коричневого дерева (Cinnamomum Cassia) из рода лавровых. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия, восклицает псалмопевец. Должно заметить, что одежды царей и князей часто умащались драгоценными благовониями, потом... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Кто такой Иешуй и иешуя?
Спрашивает
Аноним
Иешуй и иешуя (Бог есть Спаситель) - имя нескольких лиц: 1Пар. 24:11 - священник, живший в царствование Давида, начальник девятой священнической чреды. Неем. 11:26 - название одного из городов колена Иудина, в котором жили сыны Израилевы по возвращении из плена; вероятно, находился на ю. колена ... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Сарон?
Спрашивает
Аноним
Сарон (равнина; Песн. 2:1, Ис. 33:9) - название хорошо известной равнины в Палестине, между Средиземным морем и холмистою страною к з. и с.-з. от Иерусалима. Она славилась своею красотою и плодородием и изобиловала обилием цветов и плодоносными деревьями. Саронская равнина и доселе представляет одно... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Корица?
Спрашивает
Аноним
Корица (Исх. 30:23, Прит. 7:17, Песн. 4:14, Сир 24:17, Откр. 18:13) - душистая ароматическая кора, снимаемая с дерева, из породы лавровых и называемого на славянском языке киннамоном. Истолченная в порошок, она, как ароматическое вещество, входила в состав священного благовонного мира, которым помаз... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Давида город?
Спрашивает
Аноним
Давида город (град Давидов; 2Цар. 5:7) - так называлась крепость на горе Сион, по завоевании оной Давидом у Иевусеев (3Цар. 8:1).... Читать далее
3
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Волчцы?
Спрашивает
Аноним
Волчцы, смотрите Терние.... Читать далее
3
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Ласея?
Спрашивает
Аноним
Ласея (грубый, суровый; Деян. 27:8) - город на ю. стороне о-ва Крита, находившийся недалеко от места так называемого в книге Деяний: Хорошие пристани. Местность города пояснена открытиями Д. Брауна в 1856 г. Г. Ласея находилась в небольшом расстоянии на в. от указанной выше пристани; остатки развали... Читать далее
2
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Махера?
Спрашивает
Аноним
Махера (1Пар. 11:36) - местность неизвестная, упоминаемая только в означенной цитате.... Читать далее
4
Отвечает
Библейская энциклопедия
Что такое Кадис?
Спрашивает
Аноним
Кадис (1Мак. 11:63-73) - левитский город и вместе город убежище в Галилее, в колене Неффалимовом, отечество Варака. Ныне это незначительное селение к с. от озера Гулег.... Читать далее
1
Отвечает
Библейская энциклопедия
Самаряне, раскол самарянский (4Цар. 17:29). Название это в Новом Завете прилагается к тому народу, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Выселив Израильское население, он послал в их землю колонии из своих собственных подданных. Сии последние смешались ме... Читать далее
2