Отвечает: Василий Юнак
3.321. Наталья (2mnm@???.ru) пишет: "Скажите, пожалуйста, допустим ли простой развод (т.е. когда не было венчания в церкви) с точки зрения христианства? Можно ли расторгать брак, не заключенный в Церкви, с точки зрения христианства. Или это одно и то же для Бога?"
Я разделил бы Ваш вопрос на два вопроса: Есть ли различие между браком, заключенным в Церкви и вне Церкви? и Можно ли расторгать брак?
Я постараюсь кратко ответить на оба вопроса, потому что эти ответы не однозначны, а иногда даже и спорны.
1. Все зависит от того, с какой точки зрения смотреть, и какую церковь подразумевать. Некоторые церкви претендуют, что брак действителен только в том случае, если супруги обвенчались в их церкви. Другие церкви могут заявлять, что они могут ниспрашивать Божье благословение только на уже зарегистрированный государством брак. И, конечно же, между этими двумя полярными представлениями есть целый спектр других пониманий брака. Есть даже богословский спор в отношении того, что является моментом создания семьи - выписка документа, публичное обещание супружеской верности, или молитва благословения? Эти три момента могут совершенно не совпадать во времени, а иногда какой-то из этих элементов могут отсутствовать. Можно ли считать браком вообще тот брак, который не имеет одного из этих трех элементов? Обо всем этом спорят богословы, церковники и юристы. Я могу иметь свое мнение на этот счет (и я действительно его имею), но поможет ли Вам мое личное мнение? Скорее всего давайте обратим внимание на некоторые факты из Библии.
На основании Библии мы знаем, что никаких документов о супружестве поначалу не выдавалось. Очень часто люди вообще не имели документов. Молитва благословения или венчание описано только в Песнь Песней. Библия описывает только ритуалы обручения и бракосочетания - оба из них были публичным признанием, одно началом подготовки к супружеству, а другое - началом супружества. Также Библия говорит о том, что "оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть". То есть, физическое единение мужчины и женщины уже создает семейный союз де-факто. Отсюда мы можем сделать вывод, что для Бога важен не документ и не молитва, а факт того, что двое согласились жить вместе и создать семью.
Повторяю, что это определение может оспариваться некоторыми богословами, церковниками или юристами. Но я прихожу к такому выводу на основании Библии. Я мог бы снабдить этот вывод целым рядом библейских текстов, но я просто стараюсь быть кратким.
2. Можно ли расторгать брак? Юридически - это зависит от государственных законов страны (есть страны, где это недопустимо). Религиозно - зависит от того, к какой религии и к какой Церкви Вы себя причисляете. Как на расторжение брака смотрит Господь - цитирую несколько текстов:
"Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Мф 5:31,32).
"И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Мф 19:3-9).
"А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам" (1Кор 7:10-17).
На основании этих текстов мы видим два основных принципа, когда развод допустим: при случае прелюбодеяния, и по требованию неверующей стороны.
Некоторые церкви имеют еще некоторые исключения для других чрезвычайных ситуаций, таких как насилие или угнетение. Хотя есть и весьма даже либеральные церкви, которые позволяют развод чуть ли не по любому пустяку.
При этом, мы не находим, чтобы позволение развода было связано с тем, каким способом брак был заключен.
Приветствую вас. Слово Божье предостерегает "верно преподавать слово истины " (2 Тим. 2:15). Поэтому прошу объяснения на основании Библии. Возникла такова ситуация: один молодой человек (ему 30 лет) - развелся со своей женой. На вопрос: "Как он думает, можно ли разведенному жениться во второй раз? ", он ответил так: " Когда ты принимаешь в сердце свое Иисуса, то все что было у тебя раньше, тебе прощается, теперь ты новое творение, как говорил апостол Павел, древнее прошло, теперь все новое, и я - новое существо, новое творение во Христе Иисусе. " Значит, разведенный - уже НЕ разведенный? Божьих Вам благословений!
Здравствуйте! У меня есть муж, я ему нравлюсь, мы давно вместе, ему нравится другая девушка, и он не может нечего поделать с этим, и не может руководить собой.
Помогите разобраться! Если греховно иметь брачные отношения с родственниками, почему тогда изначально были на Земле лишь 2 человека, Адам и Ева. Значит для продолжения рода плодитесь и размножайтесь их сыновья женились на их же дочерях, то есть жили со своими же родными сестрами?! Я тысячу раз прошу прощения за такой вопрос, я внимательно изучаю сайт, но на этот вопрос так и не нашла ответ.
В Библии написано, что все мы произошли от Адама и Евы, значит, получается, что дети их вступали в брак будучи родными братьями и сестрами!!!! Как такое могло быть, ведь Писание строго-настрого запрещает связь между столь близкими родственниками. Всем известно, что расплата за это уродства и болезни будущего поколения.
Объясните, пожалуйста, церковный порядок. Мы с молодым человеком являемся членами церкви АСД в своих городах, но сейчас оба временно проживаем в Москве. Можем ли мы пройти здесь добрачное консультирование если да, то нужны ли рекомендации нашего совета церкви или нас имеет право консультировать только пастор общины, членами которой мы являемся?
Как Вы считаете, должны ли быть сейчас запрещены повторные браки? Как мне стало известно после 1917г. атеисты сняли ограничение на повторный брак для всех. Хотя по библии повторный брак для женщин вообще недопустим, а для мужчин возможен лишь при измене жены вина прелюбодеяния, либо после её жены смерти.
После долгих лет супружеской жизни Бог послал мне другую женщину из другого города, на вопрос в храме кто она в моей жизни - дар Божий или искушение дьявола он написал на моей машине чистое светлое слово, которого нет ни в одном словаре, после он послал мне работу в ее городе, которую я искал долгие годы, а потом моя дочка 1,5 года достала в книжном магазине с полки книжку Развод для чайников и принесла мне.