Трудные тексты26 марта 2023
Отвечает
Василий Юнак
5И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас.
7Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»?
8Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»?
9Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
Лк. 17:5-10

В этом тексте Священного Писания мы находим два отрывка. Причем, не весьма легко утверждать, связаны они друг с другом по смыслу также, или только по времени. Явно, что эти слова были сказаны Господом во время путешествия (см. Лк. 17:11).

Первый отрывок говорит о вере, способной совершать чудеса. И Господь приводит в пример самое невероятное чудо - мало того, что по слову дерево должно пересадиться в другое место, но этим другим местом избрана не земля, а вода моря. Но примечательно то, что Сам Господь никогда не совершал чудеса подобного рода. В другом месте такая вере описана несколько иначе:

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
Мф. 17:20
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», — будет;
Мф. 21:21
23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
24Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
Мк. 11:23-24

Однако примечательно также, что эти слова, повторенные Господом в нескольких ситуациях, сказаны в контексте прощения согрешающего (смотрите Лк. 17:3,4; Мк. 11:25,26). Из этого следует, что чудеса, которые Бог обещает совершать нам по вере нашей, связаны не столько с физическим миром, сколько с духовным. Причем, Он может совершать для нас самые невероятные преобразования сердца. И это реально происходит в наше время - вы только присмотритесь к жизни веры своей или своих ближних. Можно было бы привести множество примеров реальных чудес, невероятных "случайностей" и "преобразований", которые невозможно истолковать иначе, как только сверхестественным вмешательством Господа. Но лучше однажды испытать это в личной жизни, нежели услышать сотню примеров из жизни другого. Хотя чужие примеры вдохновляют и поддерживают тех, кто все еще не решается проявить свою веру.

Второй отрывок звучит для нас несколько странно, так как мы живем в ином обществе. Но во дни Христа было рабство, и описанное - естественно. Примечательно, что Господь не оправдывает и не осуждает хозяина-рабовладельца в таком поведении. Христос приходил не для того, чтобы изменить социальный или политический строй мира. Он приходил для того, чтобы изменить сердце и дать спасение от греха и смерти. Поэтому, Он учит людей духовной жизни на примерах того, что люди видели в ежедневных сценах вокруг себя. Чему же Христос желал научить нас этой краткой притчей? Это очевидно - смирению, отсутствию гордости и самовозвышения, верности в служении и исполнении своих обязанностей, в доверии Богу. Это можно связать с предыдущим отрывком, показав, что вся слава за совершенное по нашей вере и молитве чудо должна принадлежать не нам, а Богу. Мы, все люди - как ничего не стоющие рабы перед Богом. Все наши достижения - это следствия только верного использования дарованных нам Богом способностей и талантов. За что же нас восхвалять и превозносить? Если бы Господь не наделил нас соответствующими способностями, то мы не достигли бы того, что смогли сделать. Значит, в наших достижениях - не наша заслуга, а Божья, Который и даровал нам способности. А вот если мы не выполнили того, что могли, тогда мы несем ответственность за неиспользование дарованных нам Богом возможностей. Гордость - самый большой грех, который превратил могущественного ангела Люцифера в сатану и дьявола. Гордость может совершить и с вами то же самое, если вы не последуете Божьему наставлению, преподнесенному в этом отрывке Писания:

Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
Лк. 17:10
1
Похожие вопросы
Трудные тексты21 день назад
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты21 день назад
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Трудные тексты22 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Трудные тексты22 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Трудные тексты22 дня назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Трудные тексты23 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Объясните, пожалуйста, десятую заповедь.

Что это значит? Ни раба его, ни рабыни его? Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его ничего, что у ближнего твоего.  Объясните, пожалуйста, как это так?

Спрашивает
Артём
Здравствовать вам в Истине Божией, Артём! Вы спрашиваете о десятой заповеди Закона, который Сам Бог Собственным перстом записал на каменных скрижалях (Исх.31:18). Эта заповедь бьёт в корень всех грехов. Если этот горький корень будет удалён из человека, то человек перестанет грешить. Почему человек может пожелать иметь такой же дом, как у его соседа? Или такую же жену, как у кого-то, или даже саму эту жену и тот самый дом? Почему человек может возгореться ж... Читать далее
1