Приветствую Вас, Брат Алексей!
 
Современные технологии создают необычные ситуации, которые требуют необычных решений. Время от времени подобный вопрос заинтересовывал меня, но ввиду того, что я сам никогда не был связан с чем либо подобным, я спокойно забывал об этом вопросе. Временами я натыкался на сообщения о том, что разные христианские церкви и организации пытались рассмотреть этическую сторону различных вопросов такого рода. Мнения высказывались самые различные, а конкретного библейского основания под это никто подвести не мог. Потому, если позволите, я просто хотел бы поразмышлять вслух, не претендуя на верность размышлений и выводов. Вернее, я не пытаюсь делать какой либо вывод, потому что считаю, что в этом вопросе каждый имеет право поступить по своей совести. Просто своими размышлениями я желаю помочь обратить внимание на разные аспекты данной проблемы.
 
Какие могут быть проблемы с донорством яйцеклетки в отношении библейского учения? На мой взгляд, здесь можно рассматривать два основополагающих аспекта - вопрос соединения в семейных узах, или его нарушение в виде прелюбодеяния, и вопрос усыновления чужого ребенка.
 
Начну с более легкого, со второго. Библия рассматривает человека как личность с момента его зачатия. Библия вполне позволяет усыновление, то есть изменение родительско-сыновней связи, заменяя физический родителей на принимающих родителей. Этот принцип действует в нескольких случаях - обычное усыновление, когда приемные родители принимают чужих сына или дочь как своих, вне зависимости от того, что послужило причиной этому - смерть физических родителей, их неспособность или нежелание воспитывать своих детей; принятие зятя или невестки в свой дом; восстановление наследства умершему родственнику - этот закон, называемый левират, весьма интересен в данном случае, когда ближайший родственник был обязан взять себе в жену вдову своего брата или родственника, который умер бездетным. При этом, первый родившийся ребенок считался сыном (дочерью) не этого нового мужа, а того умершего, чтобы сохранить имя умершего. Не вдаваясь в детали, могу сказать, что донорство яйцеклетки в этом смысле может рассматриваться как передача своих родительских отношений на ребенка другому лицу, который становится его приемным родителем. Только эта передача происходит на стадии зачатия ребенка. Но здесь есть и большая проблема: если рассматривать только исходя из этого критерия, то подобной "передачей родительских отношений" или "усыновления" можно назвать и такие действия, какие однажды предприняли Авраам и Сара с Агарью. Казалось бы, принцип тот же: ребенок от одного считается ребенком другого. Только "донорские клетки" передаются "нестандартным" путем. Только этот метод Библия не одобряет, несмотря на то, что он имел место в семьях Авраама и Иакова. На самом деле, это уже прелюбодеяние. Так размышляя можно дойти до такой крайности, что переспать с женой соседа только потому, что у них нет детей, это значит не прелюбодеяние, а всего лишь "донорская" помощь. Именно поэтому, я не буду делать никаких выводов из этого аспекта. В любом случае, бремя окончательного решения должно оставаться на тех, кто непосредственно вовлечен в данную проблему, а именно двух семей - дающих и принимающих.
 
Второй аспект связан с семейными узами и их нарушением. Я не интересовался точной процедурой таких вещей, как донорство яйцеклетки или спермы, зачатие в пробирке и других методов искусственного оплодотворения, донорства в вопросах зачатия, вынашивания и рождения ребенка. Некоторые методы могут считаться морально допустимыми, а другие - морально недопустимыми в разных группах верующих. Я попытаюсь предположить причины того, почему любые изменения в семейных отношениях, любые вклинивания третьего в отношения двоих являются грехом и несут духовные, моральные и физические проблемы. Причина эта заключается в определенном "склеивании" двух личностей, мужчины и женщины, в одно тело. Именно это подразумевает Господь, говоря, что двое становятся одной плотью, и это подразумевал апостол Павел, замечая, что совокупляющийся с блудницей становится одной плотью с ней. Проблема секса заключается в том, что результатом секса является не только зачатие новой жизни, не только получение физического удовольствия партнерами, но основная проблема в том, что при этом происходит определенное духовное и физическое единение двух личностей в одну личность. Согласно библейского учения человек - это двойственное существо, состоящее из двух компонентов: мужчины и женщины. Мужчина сам по себе - это только полчеловека, женщина сама по себе - это полчеловека. И только вместе они становятся одним человеком. Именно поэтому любой сексуальный контакт людей, не состоящих в браке, является грехом и злом, несущим моральный и физический вред их личностям. Говоря "любой сексуальный контакт" я имею в виду не только половое соитие, но даже простое прикосновение руками ли, губами ли или иной контакт, который является сексуальным. В том числе и не физический контакт, который приводит к сексуальным мечтаниям и фантазиям о другом человеке, не являющемся супругом. Секс по телефону тоже разрушает морально и физически, соединяя человека с его виртуальным партнером, и потому является грехом. Именно поэтому Христос сказал, что даже взгляд с вожделением уже является прелюбодеянием. Что же мы имеем при донорском оплодотворении? Происходит ли здесь какой-либо сексуальный контакт людей, не являющихся супругами? Могут быть разные донорские приемы. Кто-то по заказу вынашивает и рождает ребенка для других. Кто-то по заказу приходит и ложится в постель ради того, чтобы у других был ребенок. А кто-то по заказу отдает свою яйцеклетку или сперму для того, чтобы другой мог используя особые механические методы принять их в свое время в своем месте. По моему личному мнению этот последний метод донорства, который не предусматривает личного сексуального контакта донора с получателем, никак не может рассматриваться как форма прелюбодеяния, в то время как любой сексуальный контакт донора с получателем является нарушением заповеди о прелюбодеянии. Но и в этом случае я хотел бы еще обратить внимание на одну деталь.
 
Хотя при "несексуальном" донорстве не может быть установлено физическое и/или духовное "склеивание" мужчины и женщины, также при донорстве яйцеклетки или спермы мы можем сравнивать "потерю" донором своей яйцеклетки с потерей яйцеклетки во время менструации, а при донорстве спермы сравнивать с поллюцией, так что до сих пор мы можем вполне оправдать "несексуальное" донорство, но есть еще одна сторона, которую следует иметь в виду. Я говорю о самом процессе забора донорского материала и о процессе его внедрения получающей стороне. Я специально не изучал этот процесс. Я только имел возможность наблюдать процесс искусственного оплодотворения животных, то есть введение донорской спермы соответствующим шприцом. Я не интересовался процессом введения яйцеклетки принимающей стороне, равно как и самим этапом оплодотворения донорской яйцеклетки - где и как оно происходит: в пробирке ли, в теле принимающей стороны, или в теле отдающей стороны. Этап непосредственно оплодотворения может в некоторых случаях вызывать этические вопросы, особенно если само оплодотворение происходит в теле отдающей стороны. Но я бы еще рассмотрел физическое и эмоциональное состояние донора в каждый момент процесса. Также я бы рассмотрел других участников этого процесса - врачей, которые производят забор донорского материала и оплодотворение пациента. Какую роль они играют, какие методы используют, насколько близок физический контакт врача с пациентом в этом процессе и так далее. Потому что я не знаком с этими процедурами, я сейчас не могу представить, какие именно моральные проблемы могут возникать. Я только сделаю намек в отношении одного из возможных аспектов: хотя бытует мнение, что гинекологи-мужчины более внимательны и профессиональны, чем гинекологи-женщины (я ни коим образом не желаю обидеть кого-либо), все же я считаю, что женщин должны обслуживать только женщин, а мужчин только мужчины, особенно если речь идет об интимных областях. И христианин, всерьез обеспокоенный соблюдением воли Божьей, должен бы, по моему мнению, сделать все возможное со своей стороны, чтобы даже в медицинских учреждениях "не открывать своей наготы" представителю другого пола.
 
Как видите, есть много обстоятельств, включая и мою некомпетентность в этой области, почему я не могу сделать определенный вывод по данному вопросу. Но надеюсь, что мои размышления вслух все же помогут Вам принять то единственно правильное решение, которое будет соответствовать воле Божьей в Вашем конкретном случае.
 
Господь да благословит и умудрит Вас.

Василий Юнак

1
Похожие вопросы
Личное служение24 дня назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Может ли быть дружба с женщиной старше меня на 14 лет?

Здравствуйте. Меня очень интересует один вопрос. У меня есть друг женского рода. Друг, не больше! Но говорят, что такого не бывает! Она старше меня на 14 лет мне 25 почти. Она замужем. Есть дети. Я принадлежу к церкви АСД. Она нет. Расскрыть свое нутро я могу только Богу и ей. Я ее очень люблю. Как друга! Не больше. Но мне не верят и говорят что это грех. Хочу услышать мнение пастора который меня не знает. Разве есть ограничения для дружбы по возрасту? Прелюбодеяние-грех и я это знаю.

Спрашивает
Аноним
Дорогой друг! Вы должны признать такую непреложную вещь: половой инстинкт Бог сделал одним из самых сильных стремлений человека, чтобы он не надумал уклониться от Его первой заповеди о наполнении Земли (Быт. 1:28). Человек в первую очередь создан для ЛЮБВИ, а не дружбы, и желание половой близости... Читать далее
1
Личное служение29 сентября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Донорство крови. Отношение церкви к донорству.

Здравствуйте! Я несколько раз сдавала донорскую кровь исключительно с благотворительной целью. Каково отношение к этому православного христианства и не является ли это грехом? В Библии написано, что в крови - наша душа. Я - православная христианка. Если это грех, то каковы могут быть последствия ДЛЯ МОЕЙ ДУШИ?

Спрашивает
Оля
Добрый день Оля! Выскажу мнение библейского христианства по этому поводу и не думаю, что православное толкование чем-то отличается. Сдача крови не является грехом, а, совершенная во благо ближнего, становится благородным делом, достойным христианина. Понятие "душа" в Библии является многозначны... Читать далее
1
Мир вам, Иван! Конечно, всем тем, что вам дано, вы должны служить только Богу, потому что если не Ему, то служение будет кому-то другому: деньгам, своему тщеславию, своему желанию быть первым, признанным, самореализованным.... Третьего не дано. Всем, что у человека есть, человек служит либо Богу, л... Читать далее
0
Личное служение28 сентября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Позволительно ли женщине занимать руководящий пост в церкви?

Библия об этом понятно говорит нет, почему такое происходит? И пророчецы и Девора не подпадают под эту статью. 

Спрашивает
Вячеслав
Мир Вам, Вячеслав. Зачем Вы спрашиваете, если уверены в своей правоте? Кто такая была Девора? Она была административным руководителем.Что такое в Вашем понимании руководящий пост? Диакониса - это руководящий пост? А богослов (зачем девушкам дают возможность получить богословское образование)? А учитель библейской школы? Где грань? Обычно женщин не выбирают священниками и пасторами - это да. Но руководителями различных звеньев как ... Читать далее
3
Здравствуйте, Юрий! Ничто не мешает Вам взять служение, если у Вас есть такое желание.  В мире слишком много людских страданий, и недостатка в возможности послужить людям никогда и нигде не было. И от того, крещеным Вы будете его выполнять или нет, ровным счетом ничего не поменяется. Бог видит все.... Читать далее
4
Личное служение7 сентября 2024
Отвечает
Наталья Амосенкова
Писание повелевает нам защищать угнетенных, вдов, нищих и сирот.

Исаия 1:17, Иеремия 22:3, Пс. 81:4, - в этих местах Писание повелевает нам защищать угнетенных, вдов, нищих и сирот. Как мы можем это сделать, не идя против установленной власти? Или это адресуется к судьям и князьям земли?

Спрашивает
Евгений
Здравствуйте Евгений! Я с Вашего позволения приведу здесь эти прекрасные тексты Библии, чтоб все читающие на сайте могли легко с ними ознакомится.Эти слова Господа обращены ко всем кто называет себя последователем Христа. Делайте это там, где Вы можете, не бунтуя против власти, потому что не к этому призывает нас Господь, а тихо и мирно принимайте участие добрыми делами в жизни нуждающихся, обиженных, угнетенных. И так своим примером Вы буде... Читать далее
5
Здравствовать вам в Господе неба и земли, Александр! Вот, что говорит Писание:Получается, что христианин будет всеми  силами стараться произносить только те слова, которые несут благословение для слушающего и избегать тех слов, которые пусты, не работают как благословение. Не кажется ли вам, что «классно», «достал», «прикольно» и тому подобные слова и словечки используются че... Читать далее
3
Личное служение17 августа 2024
Отвечает
Виталий Колесник
Угодна ли Богу профессия историка?

Я учусь в аспирантуре, закончу буду кандидатом наук. Тема сугубо историческая и с политикой не связанная. Это мое, мне нравится. Ну вот вопрос нормальная ли это профессия или ее следует менять и она не угодна Богу? Где-то у Е.Уайт читала, что кроме христианских книг другие читать нельзя, вредно для человека. А я в своей профессии просто не могу не читать историческую литературу и конечно читаю исторические романы. Как быть? Спасибо за ответ, извините.

Спрашивает
Ирина
Здравствуйте, Ирина! В книге пророка Даниила, после того как Даниил и его товарищи прошли испытание на верность Богу, мы читаем:Библия не против науки, она не противоречит с наукой, так же как и наука не противоречит с Библией. Просто есть некоторые люди, которые искусственно создают этот конфликт между религией и наукой, на самом же деле лишь поверхностно рассматривая истины Библии, или законы науки, возможно потому, что не... Читать далее
4
Отвечает
Александра Ланц
Я замужем за мусульманином, но душа рвётся ко Христу.

Вышла замуж за мусульманина, не по своей воле меня обратили, как они думают, в мусульманство. Но душа-то рвется к Нашей Православной вере и молюсь я Иисусу, но это знаю только я. Грешу ли я этим? Поступить по-другому не приимлет мое сердце.

Спрашивает
Ирина
Мир и любовь Господа Иисуса Христа да пребудут с вами, Ирина! Что бы с вами ни происходило, где бы вы ни жили, какие бы обстоятельства ни окружали вас, всегда помните, что Господь Иисус Христос любит вас и готов ответить на всякую вашу искреннюю молитву. Старайтесь читать Библию, чтобы как можно бо... Читать далее
2
Здравствуйте, Мария! Однажды Иисус сказал:И чтобы Духу было что напоминать нам, следует вникать в учение Иисуса, то есть исследовать Ветхий и Новый Заветы, использовать все те рекомендации, которые Писание дает нам по этой теме. На самом деле каждая ситуация индивидуальна, и у Вас может появиться возможность проповедовать даже тогда, когда ... Читать далее
1