Отвечает: Максим Балаклицкий
Зардак (zardak7@???.ru) пишет: «Здравствуйте, Алексей! Читая Тору, убеждаюсь, что произнося некоторые устоявшиеся фразы или выдержки из этой Книги, люди очень часто не знают вообще смысла тех отрывков, которые легли в их основу. Например, эпизод с вавилонской башней. Я еще с раннего детства помню рассказы, что, мол, люди хотели построить такую башню, чтобы достать до Бога. Но в самой Библии сказано "они хотели сделать себе имя". Скажите, пожалуйста, как вы интерпретируете мне эту фразу, и как вы считаете, за что, собственно, Бог их наказал? Дело тут в гордыне или в чём? Кстати заметим, что обычно, наказывая кого-то, Бог как-то сообщает провинившемуся, за что наказывает, или до наказания, или во время, или после, или, по крайней мере, - об этом упомянуто в тексте для читающего. И ещё, если можно, спрошу вас о вашем личном понимании фразы "дружба с миром", (которая ведет ко вражде с Богом).»Зардак!
Развращенное человечество гибнет в водах потопа.
Бог возобновляет Свой завет с Ноем и обещает от его семени заново ЗАСЕЛИТЬ И НАПОЛНИТЬ всю землю (Быт. 9:19).
Его первыми словами к Ною и его сыновьям после потопа были: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (9:1).
При этом Он обещает НИКОГДА не истреблять человество водами потопа (9:9-17).
Вроде правила ясны: начинаем жизнь с чистого листа. Потопа бояться не надо. Цель - заселить ВСЮ землю.
Но что делают после смерти Ноя его потомки?
11:2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и ПОСЕЛИЛИСЬ там.
Они не рассеиваются на земле, селятся локально - на равнине (сравнительно низком месте).
11:4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
Сплошной абсурд:
- им обещают безопасность от потопа, а они от страха селятся в низине;
- хотят в низине строить ВЫСОКУЮ башню, хотя воды потопа покрыли и тогдашние горы (7:19-20);
- повторяют поступок первого градостроителя Каина (4:15-17), хотя им ничто не угрожает;
- перспективу наполнить всю землю и владычествовать над ней считают аналогом Каинова изгнания;
- чтобы не допустить своего рассеяния на земле, прячутся за стенами этой тюрьмы - яркой метафоры преисподней ("Двери ада закрыты изнутри", - пишет Клайв Льюис).
И в этой бредовом потоке сознания возникает загадочная фраза о делании имени, связанном с их судьбой.
Несколько замечаний:
- человеческое имя в книге Бытие нарекают или дают (человек человеку), место - называют, а Божье имя призывают (в молитве);
- Бог дает имя в Бытии всего два раза ВМЕСТО прежних (человеческих) имен: Аврам назван Авраамом, Иаков - Израилем. Все остальные имена вслед за Адамом дают родители или хозяева;
- место этой "стройки века" таки было наречено (11:9). Не Богом, а людьми: "Вавилон" - смешение, беспорядок, смятение, поражение. Т.е. попытка построить что-то лучшее, чем придумал Бог, обречена;
- они решили прославиться этой стройкой, войти в историю. Т.е., как и у Каина, возникает желание перед лицом неминуемой смерти сотворить что-то эдакое, прославиться хоть каким-то жестом, хорошим или плохим.
В этом контексте "сотворить (себе) имя" значит стать самодостаточными, быть родителями / творцами самих себя, играть роль в написанной ими же пьесе;
- Синодальный перевод толкует так, что они спешили закончить стройку, потому что понимали неизбежность расселения. Более точные переводы (см. английский, украинский) показывают противоположную мысль: они рассчитывали, что башня станет центром земли, столицей их безбожного царства, и им не придется рассеиваться;
- таки рассеяв этих безымянных каменщиков, Бог призывает Аврама и обещает ему: "возвеличу имя твое" (12:2).
Так что у нас есть выбор: создавать себе имидж, имя, заниматься пиаром и саморекламой, чтобы исчезнуть навеки, или же примкнуть к завету Авраама - вере во Христа (Рим. 4, Гал. 3), и быть вечно с Богом.
А если Он называет кого-то, то это навсегда (Ис.40:26).
С уважением,
Максим
Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.
То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)
Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.