Отвечает
Василий Юнак
Кто же такой ближний?
Спрашивает
Аноним

Отвечает: Василий Юнак

Приветствую Вас, Брат Анатолий!

Полагаю, что Вы уже прочли притчу о милосердном самарянине (Лк 10:29-37). В ней Иисус Христос дает прямой ответ на этот же самый вопрос. Хотя, признаюсь, этот ответ не всеобъемлющий. Потому стоит продолжать исследовать тему.

Итак, у нас есть заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя" (Лк 10:27). Заповедь, кстати, данная не Христом в Новом Завете, а представленная в Библии от самого начала (ст 26, ср 2Ин 1:5).

Исходя из этой притчи мы можем смело заявить, что ближний - это всякий встречающийся мне на пути. Ближний - это тот, кто нуждается в моем внимании и в моей помощи. Ближний - это тот, кто в данный момент находится рядом со мной. Но здесь стоит сделать некоторую поправку в связи с развивающимся миром: если ближний - это тот, кто встретился мне на пути, кто находится рядом со мной, с кем я могу общаться, кто нуждается в моем внимании и моей помощи, то используя интернет, телефон и другие современные средства, которые делают расстояния бессмысленными, я признаю, что моим ближним является даже и человек, находящийся на противоположной стороне земного шара, но с которым я сейчас на связи. Например, в данный момент моим ближним являетесь Вы, потому что я сейчас общаюсь с Вами. И в данный момнт Вы, в каком-то смысле, даже более ближний мне, чем члены моей семьи, которые в данный момент находятся в другой комнате и не нуждаются в сиюминутном моем участии и внимании.

(Лирическое отступление: именно в этот момент некоторые члены моей семьи проявили нужду в моем внимании, и что я сделал? Я отложил эту работу и уделил должное внимание им. А сейчас я продолжаю отвечать Вам).

Библия представляет некоторую градацию в отношении ближних. Давайте рассмотрим следующие тексты:

"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим 5:8). Под домашними в Библии подразумеваются близкие родственники. Вы видите, что в отношении домашних, то есть близких родственников, тех, с кем мы живем под одной крышей, отсутствие заботы рассматривается гораздо хуже, чем даже неверие, чем отречение от веры вообще. В то время как упомянутая заповедь о ближних в целом представлена как имеющая приоритет перед исполнением религиозных обрядов: "...и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв" (Мк 12:33).

"Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал 6:10). Здесь также представлена некоторая градация - единоверцы находятся в большем приоритете чем другие люди. Это не значит, что я должен уклоняться от нужд других, но это только говорит о том, что если в один и тот же момент в моем участии будут нуждаться два человека, и я не способен помочь одновременно обоим, то я вправе помочь вначале единоверцу. Заметьте, я сказал "вправе", а не "обязан". Именно так я понимаю этот текст.

"А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф 5:44). Если одновременно в моем участии нуждаются мой друг и мой враг - кто мой ближний из них? Библия не делает различия здесь. Если есть какие-то приоритеты в отношении домашних и единоверцев, то в отношении друзей и врагов я не нахожу приоритетов. Поэтому я должен оказывать внимание и заботу тому из них, кто "первый в порядке очереди", то есть тому, к кому я в реальности стою ближе, в смысле способности помочь. Другими словами, не проходи мимо нуждающегося врага с целью помочь такому же нуждающемуся другу.

"Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками" (Иак 2:8,9).

Исполняя заповедь о любви к ближнему, мне не следует поступать формально, лицеприятно, корыстно. Да, Библия представляет некоторые приоритеты в отношении ближних. Но значит ли это, что я должен пройти мимо смертельно раненого врага, чтобы перевязать вначале небольшую царапину на коленке сына? Говоря о лицеприятии апостол Иаков упомянул о тех, кто расставлял приоритеты в отношении богатых и бедных. Принимая во внимание принцип нелицеприятия можно сказать следующее: моим ближним является тот, кто имеет наибольшую нужду в моем внимании в данный момент. Если в одно и то же время с одинаковой нуждой возле меня находится родственник, единоверец и иной человек, то Библия позволяет мне использовать приоритеты. В ином случае я проявляю свою заботу "в порядке очереди" не взирая на лица. "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (Иак 4:17).

И последнее: мы говорим о любви к ближнему. Выяснив, кто мой ближний, я не могу пройти мимо уточнения, что такое любовь. Я встречал много определений любви, но наиболее полное, на мой взгляд, определение представлено в следующих словах, услышанных мною однажды: "Любовь - это постоянная забота о временном и вечном благополучии другого". В этом смысле любовь - не всегда приятные действия, потому что приятное не всегда полезно, и полезное не всегда приятно. "Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию" (Рим 15:2). Это благо и назидание должны руководить нашими приоритетами в отношении ближних. Что будет большим благом? Что послужит большему назиданию? Если я буду рассматривать эти принципы и использовать их в своем руководстве, то и несомненно исполню волю Божью и в отношении ближних, и в отношении себя.

Но любовь невозможна без Бога, Который есть Любовь (1Ин 4:8). Иногда нам кажется, что мы можем любить ближних даже тогда, когда наши взаимоотношения с Богом не на должном уровне. Но помните, что заповедь о любви к ближнему является всего лишь второй заповедью после заповеди о любви к Богу (Мк 12:30,31). Более того, наряду с высказыванием о том, что не любящий ближнего не вправе утверждать, что любит Бога (1Ин 4:20), апостол Иоанн заявляет: "Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его" (1Ин 5:2). Другими словами, мы не сможем любить ближних, если вначале не возлюбим Бога. Это - наивысший приоритет в нашей любви.

Итак, подведем итог: шкала приоритетов следующая: Бог, семья, церковь, все остальные, без разделения на друзей и врагов. Чрезвычайные ситуации и тяжесть нужды могут требовать изменения приоритетов - этого требует принцип нелицеприятия.

Благословений!

Василий Юнак
0
Похожие вопросы
Отвечает
Олег Замигайло
Почему за аборты не садят в тюрьму? Если аборт - это самое, что ни на есть, убийство человека, то как власти, Богом установленные, не наказывают за такие поступки.

Мой супруг неверующий, но он противник убийств и всякого рода зла. Он спрашивает: Почему не наказывают за такие поступки самих убийц и исполнителей подобных убийств? Если голодный человек стащил булочку в магазине, на него есть статья, значит, если люди детей нерожденных уничтожают, то на ни нет никакой управы, выходит? Почему??? Спасибо за ответ.

Спрашивает
Юлия
Приветствую Юлия! Грех ли аборт - конечно грех, реально убийство. Все разговоры о том, на каком сроке зародыш становится человеком, это все от лукавого:То есть, по тексту мы видим, что срок беременности Марии в тот момент, когда еще не родившийся шестимесячный Иоанн почувствовал присутствие еще не родившегося Спасителя, был максимум несколько недель. Расстояние между Назаретом, где жила Мария с мужем, до Иерусалима, в пригородах которого жила Елиса... Читать далее
0
Мир Вам, Андрей! Начнем с того, что мы подразумеваем под "довериться Христу". Под это понятие можно вписывать очень разнообразные значения. Просто сказать что Бог есть и доверяюсь Иисусу каждый свой день - хорошо, но не совсем конкретно.В обычной жизни, как мы доверяемся (доверяем себя) другому человеку? Есть ситуация, которая несет риск. Для позитивного исхода мы обращаемся в другому человеку (т.к. сами не имеем понимания или возможности сделать правильно). Этот сторонний человек дает нам рекомендацию, которой мы следуем, и совер... Читать далее
1
Отвечает
Максим Балаклицкий
Может ли христианин принимать активное участие в политической жизни?

И в государстве в котором проживает принимать участие в выборах? Ведь мы знаем что Церковь отделена от государства. Мы духовно являемся жителями другого государства.

Спрашивает
Олег
Уважаемый Олег! Вы сами признаете "двоемирность" верующего человека. Мы ищем "иного отечества" (Евреям 11:13-16). С другой стороны, Бог контролирует и мирские власти (Даниил 2:21, Римлянам 13:1). Поэтому патриотизм христианина не должен простираться только на земные ценности (1 Коринфянам 15:19)... Читать далее
2
Мир вам, Александр! В Новом Завете есть 2 основных текста, что говорят об украшениях:Здесь нет осуждения (в смысле запрета), есть проникновение в суть - что украшаться нужно, но истинным украшением - праведным характером. Точно так, как и в отношении богатства сказал Христос:Для христиан нет нужды одеваться так как люди без определенного места жительства. Можно выглядеть нормально и опрятно, при этом совершенно не гоняясь за последней модой. Самым важным украшением является жизнь человека, а не "внешняя оберточная бумага". Благословений, Виктор... Читать далее
2
Мир Вам, Юрий! Кто сказал от лица Бога что деньги являются злом? Деньги не есть зло - это лишь средство обмена различных благ. В Священном Писании дано много обетований о материальных благословениях. Библия учит нас, что злом является черта характера, которая определяет неправильное отношение к... Читать далее
2
Отвечает
Виктор Белоусов
Все ли что не попросить, будет дано?

Добрый день!

  1. Как возрасти в вере?

  2. Все ли что не попросить, будет дано?  Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море. Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будите просить в молитве, верьте, что получите, -и будет вам. Марка 11:23-24.

Спрашивает
Оля
Мир Вам, Оля! Если практически говорить о возрастании в вере - рост будет тем больше когда Вы размышляете над текстами Библии, слушаете вдохновляющие проповеди, читаете духовную литературу, которая отвечает на Ваши вопросы и актуальные для Вас темы. Чем ближе Писание оказывается к Вам - к Вашим жи... Читать далее
1
Филипп, сегодня, особенно в интернете, этой "грязи" трудно избежать. Рекламы лезут во все щели, и порнографические тоже. Некто сказал, что птицам летать над нашей головой мы запретить не сможем, но вот свить гнездо на нашей голове, это уже в нашей воле: разрешить или запретить. Вывод делайте сами. ... Читать далее
2
Отвечает
Виктор Белоусов
Я занялся заработком денег на постройку церкви, и уверен что на этом пути мне прейдеться много грешить. Будут ли эти грехи прощены?

Скажите пожалуйста если у меня есть огромное желание построить церковь, но как вы понимаете, и я тоже, это требует финансовых вложений. Я занялся их заработком, и уверен что на этом пути мне прейдеться много грешить. Будут ли эти грехи прощены и могу ли я расчитывать на Божью помощь? Спасибо.

Спрашивает
Федор
Мир вам, Федор! В Библии есть пример, который можно привести к вашей ситуации:Бог не принимает на святое дело деньги, что осквернены осознанным грехом, который сделал верующий человек. Бывает другая ситуация, что неверующий заработал деньги, приходит к Богу и кается. В знак покаяния он решает отдать часть не всегда честно заработанных денег на служение Богу. Такой пример мы... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Невольно похитив одну вещь, сколько я должен вернуть владельцу?

Скажите пожалуйста - за похищенное я должен заплатить в  4 раза больше, как поступить если мне на время дали одну вещь и я через время тоже дал кому-то, но забыл, хозяин просит но тот  человек не хочет отдавать и присвоил ее себе сколько мне заплатить?

Спрашивает
Александр
Приветствую, Брат Александр! Библия не требует возмещать в четыре раза больше. Это было добровольное решение Закхея, а не требование закона. Библия требует возместить ущерб. В исключительных случаях добавляется пятая часть, то есть 20%. Вот эта заповедь:Из этого мы исключаем принесение самой жертвы, потому что Христос принес жертву за всех нас. Остается вместо этого в молитве исповедаться перед Господом, возместив убыток. Благословений! Василий Юнак... Читать далее
1
Отвечает
Олег Замигайло
Я верующий человек и мне очень страшно брать на себя грех за аборт. Но если мы оставим ребенка спокойной жизни у нас не будет.

Помогите пожалуйста! У меня беременность 2-3 недели. У нас с мужем уже есть ребенок 2 года. Живем с родителями. Они очень нам помогают. Хоть муж и работает но они практически нас  содержат, естественно настаивают на аборте. Говорят нам еще один ребенок не нужен. Нам достаточно вас всех.

Спрашивает
Юлия
Мир вам, Юлия! Аборт это убийство, будет ли спокойная жизнь после него, это еще большой вопрос. А представьте себе, что после аборта доходы ваших родителей вдруг сильно упадут. Всякое ведь бывает - уволили с хлебной должности или конкуренты бизнес отобрали, да мало ли еще что. Только посмотрите на ... Читать далее
1