Отвечает: Виктор Белоусов

Николай спрашивает: "Здравствуйте! Мой вопрос о догмате Троичности Бога.Апостолы исповедовали три ипостаси Бога, но не складывали их в сумму.Понятия три лица Бога у них нет, нет и у пророков. Значит это выдумка богословов? И, что вы можете сказать по поводу стиха 1Иоан.5,7.Ведь в древних евангельских кодексах и манускриптах его нет. Тоже выдумка?"

Мир Вам, Николай!

Хотя в Ветхом Завете нет точного указания на Триединство Бога, все же косвенные намеки на то, что Божество состоит не из одной Личности, имеются. Иногда писатели Библии передают прямую речь Создателя с использованием местоимений и падежных окончаний множественного числа, как например: "Сотворим человека по образу Нашему" (Быт. 1:26); "Вот, Адам стал как один из Нас" (Быт. 3:22); "Сойдем же" (Быт. 11:7). Иногда ангел Господень отождествляется с Богом. Явившись Моисею, Ангел Господень сказал: "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (Исх. 3:6).
В разных местах Священного Писания о Духе Божьем и о Боге говорится как о разных Личностях. В истории творения "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). Некоторые тексты говорят не просто о Духе, но об участии Третьей Личности Божества в Божьем деле спасения: "И ныне послал Меня (Сына Божьего) Господь Бог (Отец) и Дух Его (Святой Дух)" (Ис. 48:16). "Положу (Отец) Дух Мой на Него (Мессию), и возвестит народам суд" (Ис. 42:1).

1. Взаимоотношения любви.

Когда Христос воскликнул: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк. 15:34), Он страдал от разрыва со Своим Отцом, что было вызвано грехом. Грех нарушил первоначальные отношения человека с Богом (см. Быт. 3:6-10; Ис. 59:2). В Свои последние часы Иисус, не знавший греха, принял за нас грех на Себя. Он взял на Себя наш грех, занял наше место, испытал разделение с Богом, которое должны были испытать мы, и поэтому был распят.
Грешники никогда не поймут, что значила для Божества смерть Христа. От вечности Он был вместе со Своим Отцом и Духом Святым. Взаимовечные и единосущные, они жили в полной самоотдаче и любви друг к другу. Такое долгое пребывание друг с другом свидетельствует о совершенной, абсолютной любви между Ними. Слова "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8) означают, что каждая из Личностей Божества находит в жизни для других полное удовлетворение и счастье.
О том, что такое любовь, сказано в 13-й главе Первого послания к Коринфянам. Среди многих проявлений любви там отмечается "долготерпение". У некоторых может возникнуть вопрос: уместно ли говорить о долготерпении, характеризуя взаимоотношения между Личностями Божества, если Они живут в совершенной любви друг к другу? Впервые терпение стало необходимым в обращении с восставшими ангелами, а затем с непокорными людьми.
Между Личностями Триединого Бога разобщения не существует, однако каждая Личность имеет Свои Божественные полномочия и свойства. В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица - президента, царя или премьер-министра. У Бога верховная власть принадлежит всем трем Личностям Божества.
Хотя Бог существует не в одном Лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Факт существования разных Личностей Божества не противоречит идее единобожия, которая подчеркивается в Писании, свидетельствующем, что Отец, Сын и Святой Дух - Бог единый.

2. Взаимоотношения, основанные на общем служении.

Между Личностями Божества существует распределение функций. Бог не выполняет лишнюю работу. Порядок является первым законом небес, и действия Бога упорядочены. Этот порядок обеспечивается за счет единства Личностей Божества, и он же обеспечивает это единство. Видимо, Отец действует как источник, Сын - как посредник, а Дух - как приводящий в исполнение.
Воплощение прекрасно отобразило взаимоотношения трех Лиц Божества, основанные на общем служении. Отец отдал Своего Сына, Христос отдал Себя, а Дух сделал возможным рождение Иисуса (см. Ин. 3:16; Мф. 1:18-20). В словах ангела Марии ясно показано участие всех трех Личностей Божества в таинстве боговоплощения: "Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1:35).
Каждое лицо Божества присутствовало при крещении Христа: Отец, поддерживающий Сына (см. Мф. 3:17), Христос, крестившийся как пример для нас (см. Мф. 3:13-15), и Дух, наделяющий Христа Своей силой (см. Лк. 3:21, 22).
К концу Своей земной жизни Иисус обещал послать Святого Духа как Советника, или Помощника (см. Ин. 14:16). Несколько часов спустя, находясь на кресте, Иисус воззвал к Отцу: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил" (Мф. 27:46). В этот кульминационный для спасения человечества момент Отец, Сын и Святой Дух были вместе.
Сегодня Отец и Сын достигают нас посредством Святого Духа. Иисус сказал: "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 15:26). Отец и Сын посылают Духа, чтобы открыть Христа всем людям. Великое стремление Божественной Троицы - донести истину о Боге и познание о Христе до каждого человека (см. Ин. 17:3), сделать Христа живой и реальной Личностью для каждого (см. Мф. 28:20; ср. Евр. 13:5). Как сказал Петр, верующие избраны ко спасению, "по предвидению Бога Отца при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1 Петр. 1:2).
В апостольском благословений упоминаются все три Личности Божества. "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами" (2 Кор. 13:13). Первым упоминается Христос. Бог общался и общается с человечеством через Иисуса Христа, Бога, ставшего человеком. Хотя в спасении человечества участвуют все три Личности Божественной Троицы, только Христос жил и умер, как человек, став нашим Спасителем (см. Ин. 6:47; Мф. 1:21; Деян. 4:12). В Писании сказано: "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 5:19), и поэтому Бога мы также можем назвать нашим Спасителем (см. Тит. 3:4). Он спас нас через Христа Спасителя (см. Еф. 5:23; Флп. 3:20; ср. Тит. 3:6).
В деле спасения людей каждая Личность Божества выполняет Свою особую задачу. Служение Святого Духа вовсе не дополняет ту жертву, которую Иисус Христос принес на кресте. Примирение, совершенное для всех на кресте, становится личным достоянием человека, когда посредством Святого Духа Христос входит в сердце верующего. Павел говорит об этом следующими словами: "Христос в вас, упование славы" (Кол. 1:27).

3. Средоточие на спасении

Ранняя Церковь крестила людей во имя Отца, Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Но поскольку Божья любовь и Его замысел были открыты через Христа, Библия сосредотачивает внимание на Нем. Он есть "надежда", на которую указывали ветхозаветные жертвоприношения и праздники. Иисус занимает центральное место в Евангелиях. Он является блаженным упованием, Благой вестью, провозглашенной учениками в проповедях и посланиях. В Ветхом Завете выражено ожидание Его пришествия. Новый Завет сообщает о Его первом пришествии, заставляя ожидать Его возвращения.
Христос, Посредник между Богом и нами, соединяет нас с Божеством. Иисус есть "путь, истина и жизнь" (Ин. 14:6). Главное в Благой вести - Личность, а не просто дела. Эта весть нацелена на взаимоотношения, а не только на правила, ибо христианство - это Христос. Мы находим в Нем суть, содержание и смысл всей истины и жизни.
Взирая на крест, мы взглядом проникаем в сердце Бога. На этом орудии пытки Он проявил Свою любовь к нам. Через Христа любовь Божества наполняет наши больные и опустошенные сердца. Умирая на кресте, Иисус добровольно страдал вместо нас, будучи Божьим даром. Чтобы достичь нас, Он опустился на Голгофе на самую низкую земную ступень, но для людей эта ступень - предел самых высоких устремлений. Восходя на Голгофу, мы становимся ближе всего к Богу.
На кресте Божественная Троица явила Свое бескорыстие во всей полноте. На кресте было дано самое полное откровение Бога. Христос стал человеком, чтобы умереть за человечество. Он предпочел пожертвовать Собою, нежели жить. На кресте Христос стал для нас "праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1:30). Вся наша ценность или значимость теперь и в будущем возможна только благодаря Его жертве на кресте.
Единственный истинный Бог есть Бог креста. Христос открыл пред всей Вселенной безграничную любовь и спасающую силу Божества. Он явил Божественную Троицу, Личности Которой согласились перенести муки разделения, потому что возлюбили эту восставшую планету безусловной любовью. С этого креста Бог с любовью приглашает нас: примиритесь, "и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Флп. 4:7).

Благословений,
Виктор
0
Похожие вопросы
Характер Бога25 дней назад
Отвечает
Андриан Дмитрук
Здравствуйте Вита! Имя Господа - святыня. Треться заповедь Божьего закона говорит о том, что нельзя упоминать или призывать имя Господа без серьезной на то причины. Нельзя употреблять Его имя в поговорках, пословицах, присказках и пустых разговорах. Не следует говорить о Господе в третьем лице как ... Читать далее
1
Мир вам, Яна! Да, Бог этого хочет, именно поэтому Он: создал землю прекрасной, а всё на ней разнообразным, добрым, великолепным, самым лучшим образом приспособленным для счастливой и вечной жизни постоянно развивающегося человечества (Быт.1 и Быт.2) отдал всё это во владение человеку (Быт.1:28). ... Читать далее
1
Мир вам, Дмитрий! Дело в том, что из-за грехопадения люди утеряли свободу выбора. Под «свободой выбора» мы понимаем глобальную свободу в том, чтобы любить или не любить Бога, или другими словами, быть или не быть праведным.   Всякий рождённый в этот мир человек рождается в рабство греха. У человек... Читать далее
1
Характер Бога11 октября 2024
Отвечает
Александр Луцив
Что такое ЛЮБОВЬ по-Павловски?

Здравствуйте! Прошу вас разъяснить, первое послание апостола Павла Коринфянам. А именно где говорится о любви. Имеется ли в виду любовь к Творцу, или любовь вообще. Как таковая? Спасибо.

Спрашивает
Kera
Здравствуйте, Kera!   О, вы затронули «лепестки роз» в Евангелии. 1 Коринфянам 13 глава – это ода любви. Нет наверное более совершенного описания истинного значения любви и истинного предназначения любви.Когда апостол Павел пишет эту часть  послания, то в  оригинале он здесь использует слово агапе (agape – любовь, в переводе с древнегреческого), что переводчиками всегда ассоциируется   с совершенной любовью, любовью божественного происхождения. Бог испытывает такую любовь к нам! (Иоан. 3:16) Мы, жи... Читать далее
1
Характер Бога7 октября 2024
Отвечает
Александр Дулгер
Почему мы должны любить Бога?

Мы пешки в руках чужой силы и у нас нет выбора. Мы хотим быть богатыми но не можем, хотим любить и быть любимыми но получается, а в конце еще ждет смерть... При этом нужно всю жизнь бороться. Да и истины нет, один лишь хаос на земле. За что все это нам?

Спрашивает
Андрей
Мир Вам, брат Андрей! Вы все довольно точно описали. Только мы пешки не в руках Бога, а в руках сатаны, который играет нам против Бога. Богу не нужны пешки. Если бы Всевышний нуждался в пешках, Он бы создал сколько нужно миллиардов новых пешек и не приходил бы на землю умирать за нас, чтобы из пеше... Читать далее
1
Характер Бога29 сентября 2024
Отвечает
Олег Замигайло
Добрый день. Скажите, пожалуйста, с точки зрения Библии может ли человек по-настоящему любить несколько раз?

Я верю только в одну любовь, которая никогда не проходит. Но люди, с приходом нового человека в их жизнь, постоянно приписывают отношениям это серьезное чувство. Я хочу объяснить своим друзьям, что любовь - это святость для Бога и человека, а не Таня, Маня и Наташа, к которым раньше были глубокие чувства, а теперь они прошли. Спасибо.

Спрашивает
Сестра
Мир вам, сестра! Библия говорит о разной любви : к заповедям, к Господу, о любви к братьям и сестрам, о любви мужчины и женщины. И в каждом примере Библия выделяет очень важное качество настоящей любви - ее постоянство: Постоянство в любви между мужчиной и женщиной тоже наводит на мысль об только одной настоящей любви, об одном муже, об одной жене. Проблема в том, что человек не всегда адекватно воспринимает реальность, в нас сидит склонность к принятию желаемого за действительное. За любовь же мы часто принимаем... Читать далее
1
Характер Бога24 сентября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Приветствую Михаил! Об этом читаем в Быт. 1-4 : жизнью; землей; властью (Быт.1:26) Своим образом и подобием (Быт.1:26) половыми различиями (Быт.1:27) семьей (Быт.1:27; 2:24) способностью рождать детей (Быт.1:27) благословением (Быт.1:28) вегетарианским питанием (Быт.1:29) безгрешностью;... Читать далее
2
Характер Бога17 августа 2024
Отвечает
Александра Ланц
Почему когда убивают праведника, Господь не вмешивается?

Когда человек проповедует о Боге, его гонят, унижают, а Бог стоит в стороне. Где Его сила? Где Его забота, слава? Я хочу сейчас увидеть Его силу, а не тогда, когда будет Второе Пришествие.

Спрашивает
Михаил
Мир вам, Михаил! Вот как чувствует Себя Бог, когда силы тьмы касаются Его детей (=праведников):Зеница ока – это зрачок глаза. Понимаете? Любой человек, водимый сатаной для того, чтобы сделать зло праведнику, приносит Богу такую боль, словно бы кто-то прикоснулся к вашему зрачку! Однажды, когда один из самых преданных Богу пророков не смог убедить народ поступить правильно, Бог успокаивая ег... Читать далее
3
Характер Бога13 августа 2024
Отвечает
Александра Ланц
Как приобрести ум? Или такова воля Бога?

Я с детства плохо учился, малограмотен, учеба не идет, никак не найду себя в жизни.

Спрашивает
Андрей
Мир Вам Андрей! Со всей ответственностью говорю вам: Божья воля относительно вас – изменить вас по образу и подобию Иисуса Христа. А это значит, что вы должны быть мудрым, честным, сильным духом, любящим, приносящим много доброго плода, самоотверженным, спокойным, бесстрашным, способным слышать гол... Читать далее
2
Характер Бога6 августа 2024
Отвечает
Наталья Амосенкова
Почему самостоятельность - плохо?

Здравствуйте. Пусть Господь обильно благословит вас всех за ваш труд. Мой вопрос: почему самостоятельность - плохо? Получается за меня мою жизнь проживает Бог, когда дает ответы на все вопросы и направляет куда надо. Я примерно догадываюсь, что дело в грехе и несовершенстве, но хотелось бы более основательно что ли понять. И будем ли мы свободны и самостоятельны в вечности, когда уже не будет духовной войны, греха? Неужели вам не хотелось узнать на что лично ВЫ способны. Создать что-то свое. Это же интересно.

Спрашивает
Алиса
Здравствуйте Алиса! Вы совершенно правы, что это очень интересно что-то творить свое и придумывать. Но Вы не знаете, что Божья любовь не исключает нашей индивидуальности и Бог поощряет ее проявление во свете Его заповедей. Бог дает совет. Потому что Он видит конец наперед. И если Господь говорит "Нельзя!" так это только потому, что Он видит куда такое решение Вас приведет, и сколько боли оно принесет Вам, и что в конце пути Вы будете не довольны, и что есть путь лучше, который Вам понравится... И если Вы, не слушаясь,... Читать далее
2