Трудные тексты23 декабря 2009
Отвечает
Александра Ланц

Отвечает: Александра Ланц

Вопрос: Иисус сказал, что после того как Он уйдет, прийдет Утешитель - Дух Святой. Но разве Дух Святой не был на Земле до этого? как правильно понять эти стихи?

Мир вам!

Дух Святой всегда был на этой земле, от самого её начала: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2).

Всё Писание, как мы знаем, богодухновенно (2Тим.3:16) и всякое его пророчество изречено человеками, движимыми Святым Духом (2Пет.1:21). Святой Дух говорил даже с язычниками (наиболее яркий пример – это Валаам. См. Книгу Чисел с 22 по 24 главы). Всякий человек имел возможность откликнуться на голос Духа Святого,  начать жить праведно и быть спасённым.  Ведь даже апостол Стефан упрекал своих соотечественников в том, что они, как и их отцы, противятся Святому Духу (Деян.7:51).

Поэтому, когда мы читаем слова Иисуса об Утешителе, мы должны попытаться увидеть, что именно Он имел ввиду, когда обещал им пришествие Святого Духа.

Надо учитывать момент, когда эти слова были произнесены, поэтому постарайтесь молитвенно и внимательно прочитать (возможно даже несколько раз) 14, 15, 16 главы Евангелия от Иоанна, чтобы хорошо видеть контекст.

Иисус говорит ученикам о том, что Он уходит к Отцу, что после трёхгодичного пребывания с ними Он должен оставить их. Вы представляете себе потрясение учеников, которые за прошедшие три года успели привязаться к Нему и полюбить Его так, как даже своих родителей никогда не любили? Они привыкли видеть Его спокойствие, Его силу, Его уверенность, они поняли, что в Его присуттсвии они в полной безопасности, что Он всегда поддержит, поможет, скажет верное слово, они привыкли видеть Его глаза, наполненные небесной любовью, слышать Его мягкий, но сильный голос.

Их путь был труден, они мало что понимали, но рядом с Ним они чувствовали себя сильными и уверенными, Он дополнял всякий изъян их характеров... И вот сейчас Он должен уйти.

Они ещё даже не понимают, что Он уйдёт от них через позорнейшую смерть, ещё не верят Ему в том, что они в страхе разбегутся и будут чувствовать себя брошенными, потерянными, никому ненужными, словно весь мир рухнет для них в те три дня, когда Человек, Которого они называли Господом и Которого признали Спасителем, будет арестован и предан смерти, как последний разбойник. Он, Который может одним словом остановить бурю, Он, Который может воскресить умершего четыре дня назад человека, будет неспособен сойти со креста!

Иисус пытается предупредить их об этом, но их умы пока ещё плотские и даже заняты плотскими планами мирового господства. Они что-то уже прозревают, но всё ещё слепы. А Иисус терпеливо и настойчиво запечатляет в их сердцах: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте», «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается», «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.14:1; Ин.14:27; Ин.16:20).

Они ещё никак не могут понять, что значат Его слова (и возможно, даже пропускают эти слова мимо своего сознания):  «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин.16:2). Иисус знает, что Его ученики останутся верными Ему, но Он так же знает, что их ожидает то, через что никому, кроме Него, и никогда не приходилось проходить: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня» (Матф.10:16). Он знает, что этим людям, и тем, кто поверит в Него по их слову, придётся жить так же, как жил Он: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня». Но они ещё всего этого не знают, они всё ещё в Его непосредственном присутсвии, они видят Его, слышат, могу дотронуться до Него и поэтому ничего не бояться. Но Он должен уйти, чтобы продолжить Своё дело спасения человечества в Небесном Храме. И вот здесь Иисус пять раз (!) говорит о том, что не оставит Своих учеников сиротами, и всякий раз показывает им, почему они нуждаются во Святом Духе:

«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам». (Ин.14:16-18)

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Ин.14:26)

«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». (Ин.15:26-27)

«если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден». (Ин.16:7-11)

«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». (Ин.16:12-15)

А в Евангелии от Матфея читаем: «они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». (Матф.10:17)

Понимаете? Иисус обещает Своим ученикам Святого Духа, т.е. то, чем Он сейчас обладает, а именно силу, мудрость, покой, радость, уверенность, разумение..., которые будут находиться прямо в их сердцах и никогда никем не будут побеждены. (например, Деян.6:10).  Теперь понимаете эти Его слова: «лучше для вас, чтобы Я пошел»? Ведь раньше всё это было состредоточено только в Нём, т.е. Он был Единственным Человеком, в котором была представлена вся полнота Божия, но когда Он прославится, то сможет дать возможность этой полноты и Своим ученикам (Еф.3:19), чтобы и они смогли возрастать в полный возраст Христов (Еф.4:13), всё более и более отражая Его совершенства.

"вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет.2:9)

Иисус говорит, что в тот день, когда они примут Святого Духа, они примут силу, чтобы стать свидетелями Ему, и потом перед Своим вознесением, Он повторит это обещание: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян.1:8)

Если во времена Ветхого Завета проявление Святого Духа в жизни людей было неполным, то благодаря смерти, воскресению и вознесению Спасителя человечество получило право на всю полноту присутствия Божия в любом человеке, который любит своего Спасителя.

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». (Ин.14:21)

"Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим". (Ин.14:23)

С уважением,
Саша.

0
Похожие вопросы
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?

Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?

Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса. Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3